Критические периоды в жизни человека

Давно известно, личность человека развивается неравномерно, что особенно четко просматривается в детстве. Если проанализировать все стадии, становится понятно, что периоды могут быть сравнительно спокойными, стабильными и критическими. Последние считаются самыми опасными, и потому предлагаем рассмотреть их поподробней.

Критические возрастные и личностные периоды имеют такие характерные черты:

  • Наступают они незаметно, и сложно уточнить, когда именно начался кризис, и когда закончился. Пик, то есть, кульминация или обострение, приходится на середину периода. Уж тогда он становится заметным даже окружающим;
  • Человек на время становится асоциальным. Это проявляется в виде снижения его работоспособности, увеличения количества конфликтных ситуаций, внутренних переживаний и неподатливости воспитательным мерам (если речь идет о ребенке);
  • Во время трудных периодов личность теряет много из того, что ранее приобрела, ей становится свойственным разрушать, а не творить.

Все критические периоды жизни каждого человека состоят из следующих ступеней:

  • предкритической;
  • непосредственно кульминационной или критической;
  • посткритической.

Критический период у только что рожденного ребенка так и остался бы незамеченным, если бы не вездесущие китайцы. Именно они установили его присутствие, изучив изменения в весе младенца.

Ко всему прочему, благодаря точной и новейшей аппаратуре, стало известно, что еще во внутри материнской утробы плод может улыбаться или гримасничать, выражая свои эмоции. А если есть эмоции, то есть и периоды их становления.

Кризис жизни новорожденного – явление уникальное и неповторимое. Дело в том, что ребенок полностью зависит от взрослых, не способен выражать потребности в словесной форме, и вынужден начать новый этап существования вне материнского лона. Причем все это наваливается на него в один момент, а именно – в момент разрешения от бремени.

Буквально сразу же после рождения, новый человек приобретает так называемый комплекс оживления, который проявляется в виде:

  • общего двигательного возбуждения при появлении взрослого;
  • инициативы общения, которая заметно по плачу, крикам и прочим попыткам привлечь к себе внимание;
  • применения голоса, особенно в процессе общения с мамой;
  • улыбки.

Сроки возникновения младенческого критического периода могут многое рассказать о том, насколько нормально развивается психика новорожденного.

В это время ребенок начинает говорить.

Вместе с этим, происходит своеобразный регресс его развития, что заметно по таким симптомам:

  • нарушениям, возникающим буквально во всех биоритмических процессах;
  • эмоциональным аномалиям;
  • дисфункциям удовлетворения стандартных потребностей.

Такой сложный период не считается самым острым, а потому редко остается незамеченным со стороны родителей.

А вот 3-х летний возраст – самый тяжелый из всех детских сложных периодов.

Симптомами приближающегося кризиса можно считать следующие изменения в поведении ребенка:

  • острая заинтересованность своим отражением;
  • болезненно переживание допущенных ошибок;
  • интерес к нарядам и противоположному полу;
  • негативизм и желание все делать наоборот;
  • строптивость;
  • упрямство;
  • своеволие;
  • бунты и протесты против взрослых;
  • деспотизм, ревность и обесценивание значимости родных и близких.

Это время можно назвать самым трудным в семейной жизни, поскольку всем опекунам ребенка нужно принять единую позицию, и научить малыша соотносить свое «хочу» с возможностями родных и личным «могу».

Самый оптимальный выход – занять малыша игрой, дать ему поле для собственной деятельности: кружки, секции и прочее.

Возрастные категории этого этапа становления личности втискиваются в рамки от 16 до 18 лет. Юному созданию нужно перестать быть ребенком, и чуть ли не в один момент дорасти до взрослого. Ему предстоит понять свою смертность, начать активно искать смысл существования и научится регулировать свои поступки в соответствии с общепринятыми нормами и законами.

В это время человек, доживший до 35-40 лет, начинает понимать, то все его надежды потерпели крах. По чем это можно заметить? К примеру, женщину не устраивает ее отражение в зеркале, она осознает, что много чего не сделала, и уже не сделает, многого уже и вовсе не будет, ведь не 20 лет-то, в самом деле.

И если представительницы слабого пола свой кризис переносят не радикально, то мужчины отрываются на полную катушку. Критические периоды в своей семейной жизни они решают путем ухода к любовницам, сменой работы, гражданства, страны проживания и все в таком масштабном духе.

Подобные критические периоды в семейных отношениях могут протекать в нескольких форматах, а именно:

  • в острой форме, когда человек за несколько недель или пару месяцев полностью меняет свою жизнь;
  • подострой форме, при которой личность потихоньку экспериментирует с переменами, и это может продолжаться несколько лет подряд;
  • вялотекущей форме, которая вообще никак не проявляется.

Он наступает после 60-ти лет, и поводом войти в него служит все то же отражение в зеркале.

По сути, человек начинает активно искать вариант стать бессмертным: активно лечится, оздоравливается, избегает нагрузок и прочее.

Но старость не дает ни одного шанса на вечную жизнь, и остается только одно — научиться извлекать истинное удовольствие из оставшихся лет, и не омрачать их мыслями о скорой кончине.

Это далеко не все, что придется прожить каждому и нас на протяжении всего своего существования: сложности в отношениях с окружающими, критические периоды брака, этапы становления карьеры.

Все это требует от нас выносливости, терпения и умения стойко переносить невзгоды.

источник

Каждый человек в своей жизни проходит определенные периоды (ясельный возраст, дошкольное, школьное детство и т. д.). И в каждом возрасте человек проходит определенные изменения психологических и социальных характеристик, смену способов ориентации, поведения и коммуникации во внешней среде.

Первая стадия развития начинается с момента перерезки пуповины и характеризуется рядом качественных изменений: ребенок впервые соприкасается с условиями внешней среды, атмосферными влияниями. Резко меняются условия поступления кислорода и питательных веществ, начинается легочное дыхание; устанавливается постоянное кровообращение, начинается внешняя секреция пищеварительных желез; изменяются морфологические и физико-химические особенности крови; изменяется обмен энергии, повышается основной обмен; наступают сдвиги активности внутриклеточных ферментов. Этот период является чрезвычайно важным для всего последующего развития.

Возрастной кризис первого года жизни характеризуется следующими изменениями в развитии: начинают образовываться швы между костями свода черепа, прорезываются первые коренные зубы; происходит реализация и закрепление позы стояния, овладение ходьбой, что означает свободное овладение пространством. К этому периоду относится начало интенсивного развития речи — к 1 году словарный запас ребенка составляет примерно 8 слов.

В начале 2-го года жизни ребенок перестает покорно подчиняться взрослому, становится способным действовать не только под влиянием непосредственных впечатлений, но и под влиянием представлений, все большую роль начинает играть память. Ребенок освобождается от скованности данной конкретной ситуацией и становится субъектом. Значимые сдвиги происходят почти на всех уровнях индивидуальности, и как организм и как субъект ребенок приобретает относительную автономию от взрослого.

В 3 года начинается кризис противопоставления, а затем подражания, становление самосознания, возникновение «системы Я», резко возрастает потребность в общении со сверстниками. Не случайно в этот период большинство детей начинают посещать детские учреждения. Существенно важным является развитие психомоторной сферы: становление бега и прыжка, увеличение скорости реакций.

В 7-летнем возрасте начинается смена молочных зубов постоянными. Острота зрения достигает взрослых норм, происходит становление константы восприятия. Формируется физиологическая готовность к новому виду деятельности — учению. У ребенка появляется осознание своего социального «Я», появляется новый уровень самосознания, впервые происходит осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным общественным положением и его внутренней позицией, перестает удовлетворять прежний образ жизни. Он хочет занять позицию школьника, стремится занять новое, более «взрослое» положение в жизни. Возникает устойчивая иерархическая структура мотивов, которая превращает ребенка из существа ситуативного в существо, обладающее внутренним единством и организованностью. Формируется действительно дифференцированная самооценка. Ребенок способен осознавать и самого себя, и то положение, которое он занимает в жизни.

Этот период полового созревания и так называемого подросткового кризиса, одного из самых острых кризисов развития. Происходит формирование вторичных половых признаков. Память достигает уровня взрослого. Функция внимания характеризуется увеличением всех показателей объема, переключения, избирательности, устойчивости. Складывается система формальных операций и логических структур. Поведение ориентировано на взрослые нормы, возникает способность ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, способность к целеполаганию.
Процесс развития личности подростка характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны усиливается ориентация на группу сверстников, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, с другой стороны происходит рост самостоятельности, стремления к эмансипации от влияния взрослых, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.

Это начало периода взрослости характеризуется завершением главной фазы биологического развития, завершением роста до 23 лет, затем рост прекращается. Заканчивается формирование скелета. Масса тела начинает увеличиваться на фоне прекратившегося роста. Пик всех видов чувствительности наблюдается в 20 лет. Вместе с тем пик психофизиологических, психических и интеллектуальных функций — в 19 лет. К 21 году происходит завершение формирования эстетических, этических, интеллектуальных эмоций и самосознания. В этом возрасте появляется собственная семья, уход из родительского дома, рождение первого ребенка, освоение профессиональных ролей, установление круга знакомых, связанных с работой. Личностное развитие в этот период тесно связано с профессиональными и семейными ролями и его можно охарактеризовать следующим образом. Ранняя взрослость — это период «вхождения» в профессию, социально-профессиональная адаптация, осознание гражданских прав и обязанностей, социальной ответственности; образование семьи, налаживание внутрисемейных отношений, решение бытовых и бюджетных проблем, выработка стиля воспитания детей.

Это возраст максимальных достижений по показателям физического развития: силы, роста и веса, оптимальных характеристик некоторых психофизиологических и психологических показателей: избирательности и устойчивости внимания. Один из пиков интеллектуального развития приходится на возраст 35 лет, пик невербального интеллекта приходится на возраст 33 года. Существенно повышается стабильность функционирования организма. В возрасте 30-33 года может возникнуть кризис, обусловленный рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями.
В этот период человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на пересмотр системы ценностей приводит к росту внутриличностных противоречий.

Это наиболее стабильный период, который характеризуется тем, что в этом возрасте человек делает наиболее успешно то, что хочет. Он имеет цели, которые ставит, и добивается их достижения. Человек показывает грамотность, компетентность в избранной профессии и требует признания.

Возраст 40-45 лет для многих является кризисным, его называют кризисом середины жизни. Характерными являются морфологические и физиологические изменения. Отмечается снижение некоторых психических функций, таких как функция внимания и мышления. Для этого возраста характерно установление специальных и социальных ролей, ослабление внутрисемейных связей в связи с уходом из семьи выросших детей. Происходит усиление противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития. Человек теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести новый смысл — в общечеловеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если же человек продолжает сосредотачивать силы на себе, своих потребностях, это ведет его к уходу в болезнь, к новым кризисам.

Этот период является стабильным, человек достигает реальной зрелости, он хорошо уравновешивает потребности для себя и для других, обнаруживает сострадание и согласие с другими людьми. Для многих этот период является периодом лидерства и квалифицированности.

Существенные качественные изменения показателей развития происходят в начальном периоде старения, временные границы этого периода приходятся на возраст от 55 до 65 лет. После 50 лет начинается уменьшение длины и массы тела. Детородная функция прекращается. В 55 лет резко снижается остроты зрения. Происходит повышение пороговых величин по всем четырем видам вкусовой чувствительности. Время простой реакции на звук увеличивается, начиная с 60 лет. Снижаются зрительно-кинестетические координации. Вербально-логические функции, которые до 50 лет возрастали, к 60 годам начинают снижаться. Сохранность интеллекта в этом возрасте во многом определяется характером деятельности и степенью активности самого человека. Так, у инженеров наиболее сохранными оказываются невербальные подструктуры интеллекта, у бухгалтеров — математические, у ученых — вербальные. Вместе с тем этот возраст является годами пика для социальных достижений, положения в обществе, власти и авторитета. Происходит изменение всей мотивации в связи с подготовкой к пенсионному возрасту жизни.

Данный этап в развитии человека связан со старением и старостью. Выделяют три градации: пожилой возраст для мужчин — 60-74 года, для женщин — 55-74 года; старческий возраст — 75-90 лет; долгожители — 90 лет и старше. В процессе старения происходит снижение интенсивности обменных процессов, уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Происходит снижение разных видов чувствительности: слуховая чувствительность, цветоразличительная чувствительность. Глазомерная функция и поле зрения отличаются высокой сохранностью вплоть до 70 лет. Страдает функция памяти, особенно механической. Лучше всего сохраняется логическая вербальная память. Характерно повышение чувствительности к нарушениям жизненного стереотипа, повышение потребности в коммуникации, обострение чувства родства и привязанности к близким людям. Человек адаптируется к новым условиям жизни без постоянных и напряженных занятий, к растущей социальной изоляции, сокращению круга сверстников. В этот период усиливается роль личности, ее социального статуса и включенности в систему общественных связей в сохранении трудоспособности человека.

Трудности, сопутствующие определенным этапам жизни, преодолеваются желанием самого человека развиваться, становиться более зрелым и ответственным. Зрелая личность в ходе развития все более самостоятельно выбирает или изменяет внешнюю ситуацию своего развития, и благодаря этому изменяет и себя. Процесс развития личности во многом зависит от уровня социальной активности и степени продуктивности самой личности.

источник

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает период времени от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость – все это периоды жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Возрастные периоды жизни человека – это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о возможностях человека: как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды

возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели — 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна – начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето – молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень – расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима – угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды жизни человека по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь – вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек – частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна – время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето – период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень – человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима – период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система жизненных ценностей, начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь — тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни – 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В подростковом периоде ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй – когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

источник

На процесс развития ребёнка существуют различные точки зрения. По мнению одних учёных этот процесс является непрерывным, другие учёные считают процесс развития дискретным.

Сторонники непрерывного развития считают, что процесс идёт равномерно, не останавливаясь, не замедляясь и не ускоряясь. По мнению приверженцев дискретного развития, оно идёт неравномерно, то замедляется, то ускоряется и имеет главный, ведущий фактор развития. Именно поэтому необходимо выделять этапы и стадии развития, которые качественно отличаются друг от друга. Считается, что дети последовательно проходят через все стадии развития.

Критические и кризисные периоды развития

Среди закономерностей психического развития выделяют неустойчивость развития. Она тесно связана с такими закономерностями психического развития, как неравномерность и гетерохронность. Неравномерность развития характеризуется подъёмом, стабильным течением и спадом, носит колебательный характер. Гетерохронность же означает несовпадение во времени развития отдельных органов и функций. Таким образом, неустойчивость развития ярко проявляется в кризисах развития. Это обусловлено тем, что развитие всегда проходит через неустойчивые периоды, в том числе и кризисные.

Понятие «критический период» ввёл в психологию Л. С. Выготский. Под ним он подразумевал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определённое время. Критический период бывает спокойным (лизис) и переломным (кризис). Периоды переломного развития, кризисные периоды, характеризуются рассогласованностью в работе функциональных систем организма, перестройкой многих из них, наличием наряду с позитивными и разрушительных тенденций. Л. С. Выготский писал, что данные периоды выступают как «поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса… развитие иногда приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер» [10, 65]. Поэтому он отмечал, что «развитие здесь в отличие от устойчивых периодов совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу» [10, 65].

На протяжении жизни человека отмечается не один кризисный период. Л. С. Выготский выделял такие периоды, как период новорожденности, одного года, трёх лет, шести – семи лет, подростковый период. Некоторые исследователи выделяют и другие критические периоды, в том числе и периоды взрослости. Рассмотрим кризисные периоды детского возраста.

Первый критический период развития ребёнка – период новорожденности. Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Ребёнок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. Психоаналитики считают, что это появление на свет – это первая травма, которую переживает ребёнок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом одного года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки обычно возникают у ребёнка, когда взрослые не понимают его слов, его желаний, его мимики и жестов, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Так как ребёнок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые же вынуждены убирать или закрывать опасные для ребёнка предметы (бьющиеся и острые вещи, электроприборы, электрические розетки). Следовательно, не все желания ребёнка выполнимы, так как некоторые его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Даже если и раньше ребёнок был знаком со словом «нельзя», в этот период запрет приобретает особую актуальность.

Кризис трёх лет – граница между ранним и дошкольным детством. Это один из наиболее сложных моментов в жизни ребёнка. В этот период происходит разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я» (по Д. Б. Эльконину). В 3 года ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Кризис трёх лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трёхлетнего ребёнка». В возрасте трёх лет ребёнок очень часто проявляет следующие черты: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, деспотизм. Возникновению у ребёнка подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании. Таким образом, кризис трёх лет ещё называют кризисом «Я сам».

Следующий переломный момент в жизни ребёнка – кризис семи лет. Независимо от того, когда ребёнок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через этот кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Причинами этого кризиса являются личностное развитие и появление самосознания. К основным признакам кризиса семи лет относят потерю ребёнком непосредственности, появление манерничанья, симптом «горькой конфеты» (когда ребёнку плохо, он старается этого не показывать). Появление данных признаков ведёт к трудностям в общении со взрослыми, ребёнок часто замыкается, становится неуправляемым.

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще – как возраст полового созревания. Подростковый кризис приходится на возраст 12 – 14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими. В этом возрасте кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся неуправляемыми, грубыми, всё делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе.

Таким образом, возрастные кризисы – это особые, относительно недолгие периоды в жизни человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Это нормальные процессы, необходимые для нормального постепенного хода личностного развития. Причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребёнка. Необходимо также помнить и о том, что все кризисы могут смещаться во времени, они не имеют чётких временных рамок. Кризисы длятся недолго, около нескольких месяцев, но при неблагоприятном стечении обстоятельств могут растягиваться до года или даже двух лет. Обычно это краткие, но бурные стадии.

Сензитивные периоды развития

Среди закономерностей психического развития выделяют и сензитивность.

Слово «сензитивность» («сенситивность», «чувствительность») произошло от латинского слова «sensus», обозначающего «чувство», «ощущение». Таким образом, сензитивность — это характерологическая особенность человека, его способность ощущать, различать, реагировать на внешние раздражители. Соответственно, сензитивным периодом называется период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. То есть, сензитивный период развития – это период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определённых психологических свойств и видов поведения. В сензитивный период развития ребёнок особенно восприимчив к получению определённых знаний и навыков. В основе сензитивного периода лежит приходящее увеличение чувствительности к определённым внешним влияниям. Этот период представляет собой временной отрезок более высокой пластичности, функция и структура во время которого показывает свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.

Для каждой психической функции определён свой сензитивный период. В данной работе мы рассмотрим лишь некоторые из этих периодов развития ребёнка.

Сензитивные периоды развития речи

Сензитивный период развития речи довольно большой по длительности и занимает весь период дошкольного детства. Сензитивный период формирования речи длится примерно от рождения до шести лет. Причём начало данного этапа происходит ещё во внутриутробном развитии, когда ребёнок сквозь воды начинает воспринимать речь матери и звуки окружающей среды. Именно в это время малыш привыкает к речи и может, находясь ещё в животе у матери, реагировать на интонации и настрение мамы.

Возраст до четырёх с половиной месяцев характеризуется тем, что малыш ощущает речь как что-то особенное. Сознание малыша в этом возрасте ещё не в состоянии выделить в отдельные образы картины окружающего мира, себя. Все его впечатления об окружающей среде довольно спутаны, однако речь для него становится единственным ярким образом.

Новорожденные дети с момента рождения внимательно относятся к речи, могут замирать или прислушиваться к произносимым словам. Часто можно заметить, как дети смотрят на рот произносящего речь, оборачиваются на звук. По отсутствию реакций на звуки и речь можно судить о наличии у детей проблем со слухом. К сожалению некоторые взрослые считают, что маленькие дети ничего не понимают, и поэтому пренебрегают общением с ними, тем самым теряя сензитивный период развития речи.

Малыш старается научиться подражать слышимым звукам. Время, когда он постоянно надувает пузыри из слюней, всё выплёвывает, свидетельствует о начале тренировки мышц артикуляционного аппарата. Далее малыш начинает самостоятельно располагать выговариваемые им звуки поочерёдно друг за другом, стараясь при этом выстроить их в разные последовательности и вслушаться в звучание.

Одним из шагов на пути к развитию и становлению речи, характеризующейся осознанностью, является сначала гуление малыша, а затем – произнесение некоторых сочетаний звуков. Однако вначале это происходит неосознанно. Малыш только начинает тренировать свой артикуляционный аппарат. Однако наиболее частые слова, которые обращены к нему, он уже учится понимать.

В возрасте приблизительно около года ребёнок старается выговорить своё первое слово – это его первое выражение мысли. Однако тут он встречается с ситуацией фрустрации: он прекрасно представляет, что речь должна что-то означать, но не может воспользоваться ей из-за недостатка его словарного запаса. Малыш хочет говорить, но ещё не время.

Ближе к году дети уже могут употреблять более часто произносимые слова. В этом возрасте ребёнок наполняет свой пассивный словарь. К двум годам в его словаре будет уже достаточно много слов, тогда как в активном их по-прежнему останется небольшое количество. В этом возрасте происходит лавинообразное наполнение словаря детей.

Малыш начинает проявлять свои чувства и выражать желания в возрасте около полутора лет. Данный этап характеризуется тем. Что ребёнок непосредственно говорит о том, что желает или чего не хочет. Он говорит языком чувств, применяя ориентационную механическую речь. Например, вместо слова «правильно» произносит слово «приятно». Такой метод ориентации является естественным для субъекта. В дальнейшем человеку навязывают в процессе воспитания другой способ ориентации. На этой стадии формирования дети уже в состоянии воспринимать грамматические стандарты языка и способны грамматически правильно сформулировать фразы и предложения. Именно из-за недостатка слов у взрослых создаётся впечатление о наличии характерного детского языка с определенными нормами грамматики.

Следовательно, можно сделать два существенных вывода. Первый заключается в категорическом запрете для взрослых на так называемое «сюсюканье» с малышом, на придумывание родителями для облегчения общения специального, более простого детского языка. Напротив, в период сензитивности, когда дети более чувствительны к усвоению и восприятию норм языка, речь взрослых должна характеризоваться грамотностью, чёткостью, ясностью. На этом этапе дети как никогда более нуждаются в том, чтобы им рассказывали как можно больше историй, включающих в себя разнообразие и богатство слов, грамматических конструкций речи, рассказов, которые являются образцом стиля, больше с ними общались. Второй вывод заключается в принципиальной возможности последующего речевого развития детей в билингвистической среде, т.е. при возможности освоения сразу двух языков. Можно быть уверенными, что путаницы со словами у них не произойдёт. Дети не будут в русских грамматических конструкциях использовать английские слова.

Возраст с двух с половиной лет и до трёх лет характеризуется тем, что ребёнок начинает вести монолог с самим собой. Впоследствии эти монологи делаются внутренними. Судить об особенностях мышления в дальнейшем можно будет судить лишь косвенно.

Возраст с трёх с половиной лет до четырёх лет характеризуется употреблением ребёнком речи осознанно и целенаправленно. Он начинает решать свои возникшие проблемы при помощи речи. Например, ребёнок может о чём-то попросить. Данный этап обусловливается тем, что малыш начинает осознавать силу своей мысли, которая выражена грамотно и поэтому понятна окружающим. В этот период дети активно интересуются буквами, могут с удовольствием их обводить или складывать из них различные сочетания.

Следующий серьёзный шаг в развитии речи ребёнка проявляется в возрасте от четырёх лет до четырёх с половиной лет – дошкольник пытается писать некоторые слова, фразы, небольшие предложения и маленькие рассказы. Самое удивительное то, что это наступает вне зависимости от того, обучался ли ребёнок ранее письму или нет.

Возраст приблизительно около пяти лет характеризуется тем, что ребёнок уже без принуждения, совершенно самостоятельно учится читать – к

этому его направляет логичность речевого развития. Так как процесс письма – это своеобразное выражение определённым образом своих размышлений, а процесс чтения предусматривает, кроме различения букв и умения их складывать в слова, ещё и понимание мыслей других людей, которые находятся за этими словами. А это процесс намного более сложный, чем выражение собственных мыслей.

Таким образом, при грамотной помощи со стороны взрослых на каждом этапе становления речи ребёнка к возрасту пяти – шести лет его речь будет на уровне речи взрослых, за исключением специализированной лексики, сложных грамматических конструкций.

Сензитивный период сенсорного развития

Сензитивный период сенсорного развития в среднем длится от рождения до пяти с половиной лет. Содержание этого длительного сензитивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребёнка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов.

Развитие органов чувств малыша начинается ещё во внутриутробной жизни, многие сенсорные системы к моменту рождения уже относительно сформированы (новорожденный видит, слышит, чувствует вкус, различает запахи, демонстрирует кожную чувствительность).

Развитие органов чувств подталкивается двумя основными силами — постепенным развитием мозга, созреванием определенных нервных структур (внутренний ресурс) и постоянными упражнениями, получением новых впечатлений (внешний ресурс).

Смысл сензитивного периода сенсорного развития заключается в том, что основная познавательная активность ребенка направлена на чувственное познание окружающего мира. Если взрослые будут активно и умело помогать ребёнку знакомиться с окружающим миром во всём его многообразии, то органы чувств ребёнка смогут достичь по уровню своего развития едва ли не предела человеческих возможностей.

Сензитивный период физического развития

Сензитивный период развития движений и действий длится в среднем от одного года до четырёх лет. Его важность для общего развития ребёнка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции лёгких ребёнка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Этот сензитивный период отличается своей неоднородностью: в течении его имеются моменты времени, когда ребёнок концентрирует своё внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребёнка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела, для чего он пытается, например, открыть дверь толчком ноги или сдвинуть тяжелые вещи, а мытье стола вызывает удовольствие благодаря самому процессу, а не результату), то впоследствии его начинают интересовать всё более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и выразительности движений.

Формирование движений у детей происходит в установленной последовательности. Для того чтобы выполнить любое движение, нужно проявить определённые физические качества, иметь быстроту и ловкость, затратить некоторую силу. Поэтому наряду с развитием главных движений идёт и формирование физических качеств. Степень развитости физических качеств обуславливает качество и количество движений, которыми обладает малыш.

Физические качества характеризуются неравномерностью развития в разные периоды жизни детей. В одно время определённые качества формируются одинаково быстро и синхронно, в другое время – качества нарастают с различной силой.

Сензитивные периоды способностей и сензитивный этап формирования физического развития длятся приблизительно от одного года и до четырёх лет. Благодаря движениям, которые сопровождаются интенсивной вентиляцией лёгких, происходит насыщение кислородом крови в достаточном количестве для питания им клеток головного мозга, участвующих в формировании функций психики.

Течение данного периода не всегда однородно и характеризуется моментами, когда малыш сосредоточивает внимание на конкретных действиях или движениях. В начале этого сензитивного периода детей интересуют только движение, а впоследствии их интересуют более трудные действия, для того, чтобы их выполнить, малышам нужно обладать определённой степенью координации, выразительности и свободы движений.

Ловкость, быстрота, динамическая и статическая сила – физические качества и функционально-двигательные навыки, такие как координационные и ориентационные склонности, дифференциация пространственных характеристик и силовых напряжений, умеренно формируются в возрасте пяти лет. Также в этот период получают развитие и два главных движения – прыжок и равновесие.

В возрасте шести лет наблюдается умеренный рост в формировании трёх качеств, таких как гибкость, выносливость и скоростная сила, двух склонностей, таких как дифференциация пространственных характеристик и ориентационные способности. Более ускоренно происходит развитие следующих немаловажных движений: метание, ходьба, движения ногами и руками.

Сензитивные периоды способностей и рост двух способностей – дифференциации силовых напряжений и координационных способностей обуславливают седьмой год жизни. Также данный этап характеризуется умеренным, ускоренным развитием гибкости и ловкости, умеренным развитием таких основных движений. Как бег, ходьба, метание, прыжки, движения ногами и руками.

Сензитивный период дошкольного возраста также характеризуется развитием невербальной памяти, а именно – двигательной, которая играет важную роль в управлении движениями.

Период раннего детства – это возраст, когда происходит формирование потребностей в энергичной двигательной деятельности и запуск механизмов формирования всех способностей детей. Если пропустить данный период, то потом его будет или невозможно, или достаточно трудно наверстать. Именно поэтому настолько важна профилактическая и оздоровительная работа по физическому воспитанию.

Двигательная деятельность в раннем возрасте требует разнообразного подхода, который прежде всего заключается в обучении локальным движениям (движениям частей тела), соединениям движений тела, цельным движениям – перемещениям тела. Локальным движениям и сочетаниям движений можно обучить с помощью развивающих упражнений. Целостные движения – это ходьба, прыжки, бег, метание.

В процессе научения детей основным движениям следует целенаправленно влиять на формирование таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость и т.д. Успешность в освоении важными для жизни умениями и навыками обусловлена степенью развитости физических качеств ребёнка.

Чувственная, психическая и эмоциональная область формируются в ходе воспитания перечисленных выше физических качеств. Именно поэтому настолько важно физическое развитие малыша. Физическое воспитание считают первой ступенькой в обучении в целом.

Возраст детей от семи до десяти лет характеризуется довольно высоким уровнем сензитивности к влиянию физических нагрузок и самым большим количеством этапов с высочайшим естественным ростом двигательных качеств.

Сензитивный период развития социальных навыков

В возрасте двух с половиной – шести лет ребёнок начинает активно интересоваться формами поведения людей. Если маленькие дети не обращают друг на друга особого внимания и воспринимают друг друга скорее как объекты, то теперь они начинают понимать, что и они сами, и окружающие их другие дети – люди и личности. Поэтому для общения с другими людьми детям приходится учиться договариваться, находить компромиссы, искать приемлемые варианты поведения.

Именно поэтому в этом возрасте ребёнка начинают интересовать формы вежливого поведения. Следует отметить, что овладение иными (невежливыми) способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на заборах и т.п. Всем нам приходилось встречаться с этим: ребёнок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своём поведении.

В этом возрасте ребёнок очень быстро усваивает формы общения, хочет их применять. Главное правило в данном случает – ребёнок должен прожить (а не услышать от взрослых) все те нормы и правила, которые он должен усвоить. И сами взрослые должны их придерживаться. То есть огромную роль в данном слкчает играет личный пример взрослых.

Таким образом, сензитивный период развития социальных навыков – это уникальное время, когда ребёнка можно с лёгкостью научить культурным формам общения, чтобы он мог уверенно чувствовать себя, находясь в обществе самых различных людей.

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 1999. – 672 с.
  2. Александров А. А. Психогенетика: учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 192 с.
  3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. Детская психология. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
  5. Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2008. – 288 с.
  6. Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому» // Составители М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). – М.: ИД «Карапуз», 2000. – 272 с.
  7. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
  8. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. — 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 608 с.
  9. Психогенетика: Учеб. для студентов вузов / под ред. И. В. Равич-Щербо. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 447 c.
  10. Хилько М. Е., Ткачева М. С. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2010. – 208 с.

источник

В течение всей своей жизни мы все проходим 12 этапов, соответствующих знакам Зодиака. И есть точка жизни, которая движется со скоростью 4,3 градуса в год, начиная свой путь в Овне, заканчивая в Рыбах.

Мы всегда можем точно определить, с какими проблемами столкнемся в том или ином возрасте. Каждый из нас должен выполнить свою программу в каждом конкретном возрасте и в итоге — за всю жизнь.

От 0 до 7 лет.

Точка жизни в этом возрасте движется по самому шустрому знаку – Овна.

В малышах бурлит энергия, они непоседливы и любознательны, немедленно хотят знать все и обо всем, и нет такой силы, которая могла бы остановить их.

И не надо сдерживать ребенка в таком возрасте, наоборот, надо больше предоставить ему свободы, ведь ему очень важно самоутвердиться и проявить свои способности.

Задача родителей – привить ребенку чувство любви и сострадания к ближним, не дать развиться эгоизму и жестокости. Ведь девиз этого возраста и Овна: «Я хочу!» Не позволяйте ребенку обижать животных и других малышей, учите бережно относиться к природе, воспитывайте силу воли. Если не сумеете привить ребенку эти качества до семи лет – не привьете никогда!

От 7 до 14 лет

Точка жизни перемещается к куркулистому Тельцу.

Поэтому, господа родители, не потакайте всем материальным желаниям и капризам своего чада. На этом жизненном этапе его необходимо научить контролировать свои эмоции, особенно гнев и агрессию. Необходимо развивать и тренировать память.

Постарайтесь «культурно», но твердо, сформировать круг общения подростка, поскольку в этом возрасте в нем аккумулируется негативная энергетика толпы, что может проявиться потом в жестокости и непримиримости к окружающим. Но и не изолируйте ребенка от ровесников. Большое значение имеет место их встреч и атмосфера.

Также важно заложить основы системного обучения. Постарайтесь, чтобы ребенок побольше усвоил различного изучаемого материала, чем больше – тем лучше. В этом возрасте ребенку довольно легко привить любовь к искусству и эстетике. Самое подходящее время для обучения в музыкальных и художественных школах.

А в 13–14 лет надо прививать и формировать правильное отношение к своим предкам и корням. Можно порассуждать и на философские темы. Уже – пора!

Точка движется по знаку Близнецов.

Пора активно развивать интеллект и самостоятельное мышление. В 15–16 лет человек входит в социум, где свои законы и правила, которые надо научиться соблюдать, чтобы общество его приняло. Необходимо изжить в себе несобранность, безответственность, тягу к сплетням и спекуляциям.

Родителям пора уже заняться половым воспитанием своих детишек, а то сами все узнают (вообще-то, думаю, эти рекомендации насчет полового воспитания устарели, начинайте его раньше).

В этом возрасте полезно много путешествовать, узнавать культуры других стран, впитывать разнообразную информацию.

Точка жизни – в Раке.

Это очень важный этап в жизни каждого человека. Главная задача – совершенствование внутреннего мира, формирование собственной системы ценностей на основе опыта старших поколений.

Занимаясь самоанализом и духовно совершенствуясь, человек должен постараться избавиться от многих негативных качеств: мнительности, обособленности от окружающих, жадности.

Самое сложное в этом возрасте – преодолеть рубеж 25–26 лет, когда человека одолевают желания все бросить и начать жить заново. В этот период очень важно сделать правильный выбор, поскольку многие уже создали семью. Часто опрометчивые поступки ломают жизнь не только ему, но и близким.

Для того, чтобы не наделать ошибок, нужно наладить прочные духовные узы с родителями и родственниками, просто со старшим поколением. В трудной ситуации они способны реально помочь и словом, и делом.

25–26 лет – самое благоприятное время для рождения детей, поскольку они перенимают от родителей самые лучшие качества их личности.

Точка жизни находится во Льве.

Начинают проявляться склонность к авантюризму, алкоголизму, наркомании; идет приток энергии, который не все могут правильно использовать, многие начинают ее расходовать попусту, предаваясь утехам и развлечениям, часто пустым и никчемным.

Самое лучшее средство борьбы с искушениями – занятия философией, религией, чтение книг, которые поднимают нравственность и чистоту души. Очень важно выбрать верную философскую концепцию, не уйти в сектантство, не накопить негативной энергетики, способной разрушить человека.

Переломный момент – до 32 лет. С 28 лет семейные проблемы уходят на второй план, главным становится собственное эго. Человек старается себя проявить в коллективе, чтобы его заметили, оценили. В 29 лет впервые подводит итоги прожитых лет.

Для женщин очень важен период – 32 года. Время смены чувств, пересмотра своих личных отношений. В этом возрасте часто случаются разводы, заводятся новые любовные связи. Надо постараться проанализировать прошлое, взвесить все «за» и «против», не рубить с плеча сразу. Новые чувства могут продлиться недолго, порой всего лишь год.

Точка жизни находится в Деве.

Настает время, когда человек должен отдать большую часть энергии, накопленной в предыдущем периоде. Необходимы четкость и методичность в подходе к решению самых разных проблем.

Благоприятная пора для профессионального роста и браков по расчету.

Возраст с 37 до 38 лет – кармическая проверка, проверка социумов. Это первый экзамен на то, как вы соблюдаете принципы Зодиака, выполняете ли свою жизненную программу. И если нет, то вас ожидает наказание в виде различных жизненных проблем: увольнение с работы, тяжелая болезнь, предательство друзей.

В этот период надо обязательно уделить пристальное внимание своему здоровью. Особо стоит обратить внимание на своё питание, постараться не зашлаковывать организм.

В возрасте Девы в характере могут проявиться неприятные черты: брюзгливость, придирчивость, скупость, пренебрежение к чувствам и нуждам окружающих. Но главное – готовьтесь к самому ответственному циклу в своей жизни – 42 годам – полуциклу Урана, когда точка жизни пересекает жизненный «экватор». В этом возрасте многие пытаются изменить свою жизнь, как им кажется, в лучшую сторону: меняют семью, место работы, место жительства, увлечения.

Точка жизни движется по знаку Весов.

В этот период человек старается отдаться творчески выбранному в 42 года делу. Этот возраст еще называют «бабьим летом», когда наступает гармония и зрелость и в личной, и в социальной жизни. Все, что было накоплено за предыдущие годы, проанализировано, систематизировано и ждет реализации.

Главная планета Весов – Венера. Именно она руководит человеком в стремлении создать прочные гармоничные связи, следовать законам этики и морали в делах и чувствах.

В этот период надо налаживать социальные связи, устраиваться на новое место работы, проявлять свои организаторские способности и изживать недостатки. Такие, как, например, эгоцентризм, себялюбие, склонность к диктату. Удачное время для развития талантов, если они у вас есть.

Время Скорпиона.

Трудный, критический период в жизни любого человека, особенно – женщин. Приходится менять давно устоявшиеся взгляды, что очень нелегко сделать. Ломка проходит сложно и болезненно. На физическом плане у многих часто возникают онкологические заболевания, у многих (особенно в 52 года) наблюдается сексуальный синдром – повышенная сексуальная неудовлетворенность.

В возрасте Скорпиона человек обладает огромной саморазрушительной силой и ради достижения цели порой готов идти ва-банк. Необходимо контролировать свои эмоции, ни в коем случае не замыкаться в себе и не заниматься самокопанием. Чаще выходите в свет, встречайтесь с друзьями, займитесь изучением психологии, творчеством или коллективной деятельностью.

Этот период благоприятен для раскрытия и совершенствования магических и оккультных способностей. Особенно к этому склонны женщины в 52 года.

Тем же, кто до этого времени вел неправедный образ жизни, судьба предоставляет шанс исправиться, отказаться от заблуждений и начать жить на совершенно новых философских принципах.

В этом возрасте точка жизни движется по знаку Стрельца.

Человек начинает устремляться в философию или религию. У многих появляется суетливая тяга к знаниям, которые они не успели приобрести когда-то. Хочется познать сразу несколько наук, разные философские течения. Но, как правило, это не удается. Меркурий находится в заточении, и, хватаясь за многое, человек не достигает результатов вообще. Постарайтесь выбрать что-то одно и изучить этот предмет поглубже.

В 56 лет человек проходит еще одну проверку социумом. Здесь проявляются все ошибки и промахи, допущенные в возрасте 37 и 38 лет. Кто правильно подошел к этому этапу своего пути, тот занимает высокие посты в обществе. Не прошедшие проверку не достигают поставленных целей и уходят на заслуженный отдых.

С 63 до 70 лет

Точка жизни движется по знаку Козерога.

Идет Последний Шанс! Именно в 63 года происходит последний выбор человека, когда он при желании МОЖЕТ изменить свою жизнь. Тот, кто совершает неправильный выбор, как правило, уходит из жизни или сильно ее ломает. Особенно это касается людей, которые стремятся создать другую семью: в 90% случаев ничего не выходит. Старое разрушить можно, создать новое – практически нереально.

В возрасте Козерога необходимо отказаться от некоторых стереотипных представлений, окончательно выработать жизненный, философский стержень и научиться давать четкую оценку каждому явлению, каждому событию, но ни в коем случае не навязывать свое мнение и внимательно слушать своих оппонентов.

Очень важно построить отношения со своими близкими правильно, поскольку многие в этом возрасте пытаются проявить к ним деспотизм. Постарайтесь выработать в себе дипломатичность, умение идти на компромиссы.

Время Водолея.

Время созерцания жизни, философского взгляда на нее, взгляда стороннего наблюдателя. В течение всей жизни человек меняет свое отношение к окружающему миру, меняет приоритеты.

В детстве мы говорим: «Я». В юности: «Я и мир». В зрелости: «Мир и я». В возрасте Водолея остается только «МИР».

Эта четвертая ступень восприятия – самая важная в осознании жизни и своего места в ней. Если с годами такое восприятие мира не приходит, то духовные качества человека постепенно начинают угасать, он впадает в маразм, что неизбежно приводит к развалу физического тела.

Время Водолея – время наслаждения одиночеством или семейным уединением со своей половиной, поскольку жизненная программа уже выполнена.

Согласитесь, есть, о чем подумать… опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

источник