Меню

F70 код по мкб 10

Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.

Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке. Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости. Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню навыков.

Интеллектуальные способности и социальная адаптация со временем могут измениться, однако достаточно слабо. Это улучшение может явиться результатом тренировки и реабилитации. Диагноз должен базироваться на достигнутом на настоящий момент уровне умственной деятельности.

При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код.

Для идентифицикации степени умственной недостаточности рубрики F70-F79 употребляются со следующим четвертым знаком:

  • .0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
  • .1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения
  • .8 Другое нарушение поведения
  • .9 Без указаний на нарушение поведения

Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество.

Включены:

  • слабоумие
  • умственная субнормальность умеренной степеньи

Ориентировочный IQ колеблется от 35 до 49 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет). Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе.

Включена: умственная субнормальность средней тяжести

Ориентировочный IQ колеблется от 20 до 34 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет). Вероятна необходимость постоянной поддержки.

Включена: резко выраженная умственная субнормальность

Ориентировочный IQ ниже 20 (в зрелом возрасте умственное развитие ниже развития в трехлетнем возрасте). Результатом является тяжелое ограничение самообслуживания, коммуникабельности и подвижности, а также повышенная сексуальность.

Включена: глубокая умственная субнормальность

Включены: умственная:

  • недостаточность БДУ
  • субнормальность БДУ

источник

Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.

Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке. Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости. Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню навыков.

Интеллектуальные способности и социальная адаптация со временем могут измениться, однако достаточно слабо. Это улучшение может явиться результатом тренировки и реабилитации. Диагноз должен базироваться на достигнутом на настоящий момент уровне умственной деятельности.

При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код.

Для идентифицикации степени умственной недостаточности рубрики F70-F79 употребляются со следующим четвертым знаком:

  • .0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
  • .1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения
  • .8 Другое нарушение поведения
  • .9 Без указаний на нарушение поведения

Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество.

Включены:

  • слабоумие
  • умственная субнормальность умеренной степеньи

Ориентировочный IQ колеблется от 35 до 49 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет). Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе.

Включена: умственная субнормальность средней тяжести

Ориентировочный IQ колеблется от 20 до 34 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет). Вероятна необходимость постоянной поддержки.

Включена: резко выраженная умственная субнормальность

Ориентировочный IQ ниже 20 (в зрелом возрасте умственное развитие ниже развития в трехлетнем возрасте). Результатом является тяжелое ограничение самообслуживания, коммуникабельности и подвижности, а также повышенная сексуальность.

Включена: глубокая умственная субнормальность

источник

Диагноз с кодом F70-F79 включает 6 уточняющих диагнозов (рубрик МКБ-10):

Пояснение к заболеванию с кодом F70-F79 в справочнике МБК-10:

Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.
Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке. Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости. Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню навыков.
Интеллектуальные способности и социальная адаптация со временем могут измениться, однако достаточно слабо. Это улучшение может явиться результатом тренировки и реабилитации. Диагноз должен базироваться на достигнутом на настоящий момент уровне умственной деятельности.
Для идентифицикации степени умственной недостаточности рубрики F70-F79 употребляются со следующим четвертым знаком:
.0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения
.8 Другое нарушение поведения
.9 Без указаний на нарушение поведения
При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код.

mkb10.su — Международная классификация болезней 10-го пересмотра. Онлайн-версия 2019 года с поиском болезней по коду и расшифровкой.

источник

Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество.

Включены:

  • слабоумие
  • умственная субнормальность умеренной степеньи

Алфавитные указатели МКБ-10

Внешние причины травм — термины в этом разделе представляют собой не медицинские диагнозы, а описание обстоятельств, при которых произошло событие (Класс XX. Внешние причины заболеваемости и смертности. Коды рубрик V01-Y98).

Лекарственные средства и химические вещества — таблица лекарственных средств и химических веществ, вызвавших отравление или другие неблагоприятные реакции.

В России Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) принята как единый нормативный документ для учета заболеваемости, причин обращений населения в медицинские учреждения всех ведомств, причин смерти.

МКБ-10 внедрена в практику здравоохранения на всей территории РФ в 1999 году приказом Минздрава России от 27.05.97 г. №170

Выход в свет нового пересмотра (МКБ-11) планируется ВОЗ в 2022 году.

Сокращения и условные обозначения в Международой классификации болезней 10-го пересмотра

НКДР — не классифицированный(ая)(ое) в других рубриках.

— код основной болезни. Главный код в системе двойного кодирования, содержит информацию основной генерализованной болезни.

* — факультативный код. Дополнительный код в системе двойного кодирования, содержит информацию о проявлении основной генерализованной болезни в отдельном органе или области тела.

источник

О том, что означает диагноз F70, хорошо знают родители, чьим детям диагностировали легкую форму умственной отсталости. Впрочем, повзрослев, эти люди и сами прекрасно понимают, что означает запись в медицинской карте, являющаяся препятствием для службы в армии и некоторых других социальных возможностей. Благо современная правовая система такова, что допускает снятие этого диагноза, если человек преодолел негативные тенденции развития интеллекта. Разберемся, о чем идет речь.

Диагноз психиатра F70 – это не приговор и даже не повод для паники. Конечно, ситуация крайне неприятная, воспитывать такого малыша непросто, но это еще не значит, что заболевание обеспечено на всю жизнь. Многое определяется индивидуальными особенностями ситуации. В соответствии с системой МКБ указанными символами кодируется легкая степень отсталости интеллектуального развития.

Диагноз входит в крупную группу расстройств психики, поведенческих реакций (в нее включены заболевания F00-F99), принадлежит к подгруппе «Умственная отсталость», включающей в себя с 70-го по 79-й диагнозы. Внутри 70-го диагноза выделяется довольно большое количество подвидов интеллектуального нарушения, в медицинской карте они кодируются указанием цифр через точку, например F70.01. Один из вариантов, скажем, диагноз F70.19: у человека наблюдается легкая умственная отсталость, которая сопровождается ощутимыми поведенческими расстройствами, в силу которых больной нуждается в постоянной заботе. Причины развития этой патологии неясны (в случае если таковые будут определены, диагноз изменят, к примеру, на F70.11 или какой-то другой, зависит от выявленных аспектов).

Расшифровка диагноза ребенка F70 основывается на уточняющих диагнозах. Об отсутствии поведенческих расстройств или их наличии в слабой форме свидетельствует F70.0, единичка после точки будет указывать на значительные нарушения, вынуждающие постоянно ухаживать за больным. Если после точки идет восьмерка, это указывает на нарушения поведения, не включенные в два первых пункта (то есть любые прочие). Наконец, если нет вовсе указаний на поведенческие расстройства (наличие, отсутствие), диагноз будет выглядеть как F70.9.

Какова расшифровка диагноза психиатра F70 – этот вопрос справедливо беспокоит родителей, по чьим чадам врач вынес такое решение. Кодировка обозначает олигофрению, то есть состояние, когда интеллектуальные способности развиваются значительно слабее, нежели это положено для нормального человека. Подобное состояние накладывает определенные ограничения на возможности: головной мозг развивается неправильно, нарушается функционирование отдельных структур, физиологическая целостность. Это приводит к физической неспособности преодоления установленного интеллектуального порога. Фактически кодировка свидетельствует, что в данном конкретном случае биологические аспекты строго ограничивают способности интеллекта.

Преимущественно диагноз F70 ребенку ставят уже при рождении или в скором времени после, так как сами по себе причины патологии обусловлены факторами, воздействовавшими на него в период эмбрионального развития. Наука, однако, знает несколько случаев, когда отсталость была приобретена. К подобному развитию могут привести серьезные мозговые травмы, нарушение функциональности сосудистой системы головного мозга и иные сходные факторы, в силу которых деятельность тканей нарушается, страдают когнитивные возможности.

Высока вероятность, что поставят диагноз F70 ребенку, рожденному в результате кровосмесительных отношений. Также риск сопряжен с тяжелыми инфекционными патологиями, перенесенными беременной женщиной в первый триместр вынашивания плода.

В настоящее время диагноз F70 для инвалидности является существенным поводом, поскольку лечение такого нарушения здоровья невозможно при сегодняшнем уровне развития технологий. Это связано с анатомией мозга. Если болезнь протекает в средней, сложной форме, дополнительно наблюдаются отяжеленные олигофренией психопатические состояния, что существенно усложняет работу с больным человеком.

Диагноз F70 обозначает статичность заболевания. Это означает, что в будущем в норме не будет ни ухудшения, ни улучшения ситуации. Исключение – наиболее легкие варианты, так как по мере взросления клинические признаки существенно сглаживаются. Это обусловлено жизненным опытом. Если человеку удается адаптироваться в окружающем его мире, занять в человеческом обществе подходящую ему нишу, это помогает справиться с проявлениями умственной недостаточности и жить довольно нормальной жизнью.

Если человек уверен в своих силах и желает избавиться от штампа больного олигофренией, он может пройти специальную комиссию в местном отделении ПНД. Известно много случаев, когда прежде больным сняли диагноз F70. При обследовании проводится тестирование умственных способностей, по количеству набранных баллов принимают решение о сохранении, изменении статуса. Если больной не согласен с итогами комиссии, у него есть право подать заявление на пересмотр главному врачу диспансера или обратиться в районную, областную больницу. Можно пойти на прием к частному психиатру.

Умственная отсталость – довольно разносторонний термин, включающий в себя широкий спектр разнообразных патологических состояний. Учитывается степень тяжести отклонений, клинические формы, проявления, характерные для конкретного больного. Традиционный вариант деления на группы предполагает:

Если поставлен диагноз F70, речь идет о дебильности, то есть легкой форме, при которой симптоматика довольно сглаженная. Постановка такого диагноза зачастую вызывает немалые проблемы в силу специфики проявления заболевания и особенностей поведения больных.

Если отставание в развитии интеллекта умеренное, диагностируют имбецильность. Наконец, третий вариант, идиотия – это самая тяжелая форма. Интеллектуальные возможности человека практически нулевые, одновременно с этим проявляются тяжелые психопатологии. Обратиться к комиссии за снятием диагноза можно только в случае самого легкого из вариантов олигофрении.

Диагноз F70 в соответствии с МКБ-10 обязывает исследовать пациента с использованием теста Айзека, позволяющего выявить уровень интеллектуального развития. Итоги тестирования позволяют говорить о наличии формы:

В настоящее время в нашей державе такая медицинская практика распространения не получила. Кроме того, при тяжелом случае применение тестирования совершенно нецелесообразно. Чтобы оценить отсталость развития интеллекта, чаще всего используют методику Векслера, а также шкалы (вербальные, невербальные). Посредством такого подхода можно выявить и уточнить диагноз F70, оценить с малым процентом погрешности интеллектуальный уровень человека.

Особенности деления диагноза F70 на группы были разработаны в 1979 г. специалистом Певзнер. Эта система, позволившая усовершенствовать педагогическую работу с имеющими отклонения в интеллектуальном развитии детьми, в настоящее время обширно используется для оценки степени олигофрении. Учитывается патогенез проблемы, этиология.

  • олигофрения без патологий;
  • отсталость, сопровождающаяся проблематикой нейродинамики (торможения, возбуждения);
  • отсталость, при которой наблюдается ослабление или отсутствие функционирования анализаторов слуха, зрения, тактильных ощущений;
  • олигофрения, сопровождаемая психопатологией, влияющей на поведенческие реакции;
  • заболевание, спровоцированное лобной недостаточностью.
Читайте также:  Раствор оки для полоскания инструкция

Некоторое время назад диагноз F70 означал дебильность обследуемого человека. В настоящее время (хотя позиция неофициальная) такое слово практически не применяют. Докторам настойчиво рекомендовано изменить формулировку на легкую отсталость умственного развития. Специфика такой формы определяется биологическими особенностями человеческого мозга, обусловленными развитием плода в период вызревания эмбриона.

Расшифровка диагноза F70 – легкая отсталость, выявленная применением специализированного теста, направленного на оценку интеллектуальных способностей обследуемого человека. Клинические проявления заболевания слабые, симптоматика более ярко выражена в детстве, при этом механическая память достаточно сильная, сохраняется и сфера воли, эмоций. Отличительная особенность олигофрении – сложность восприятия новой информации, закрепления знаний. Это требует немало времени и усилий, внушительные объемы выпадают из памяти, поэтому приходится раз за разом учить их вновь.

Расшифровка диагноза F70 предполагает понимание, что у больного человека совсем нет абстрактного мышления. А вот описательные процессы развиты очень сильно. Наблюдаются сложности со связыванием логики разных предметов. Преимущественно при легкой отсталости больные совершенно не осознают сути пространства, времени как понятий.

Олигофрения сопровождается проблемами с речью. Обычно такие больные обладают скудным лексиконом, используют мало слов, не склонны к разговорам, применяют узкие формы. Для них крайне сложно выучить некоторый текст наизусть и пересказать услышанное, прочитанное, увиденное. Постоянная память отличается очень слабым функционированием, поэтому усвоенное вскоре полностью стирается.

Легкая форма отсталости интеллектуального развития нередко сопровождается одаренностью в узкой сфере, области. Известно, что некоторые дети без труда справляются со сложнейшими математическими вычислениями в уме, а другие способны создавать уникальные картины. При этом наблюдаются сложности встраивания в общественную систему, связанные в том числе с эмоциональными проявлениями, контролируемыми внешними условиями конкретной ситуации. В большинстве случаев деятельность умственно отсталых людей такова, что долгое достижение поставленной цели просто невозможно. Если проанализировать рассуждения больных людей, преимущественно они будут негативными.

Рассмотрим несколько часто встречающихся вариантов диагноза. Расшифровка F70.09 означает, что ребенок болен легкой формой интеллектуального отставания, сопровождающейся неярко заметными проблемами в поведении. Причины такого состояния неизвестны – по крайней мере на момент формулирования диагноза врачи не могут сказать точно, по какой причине развилась олигофрения. Встречается диагноз F70.09 намного чаще, нежели того хотели бы родители таких детишек. Впрочем, надежда всегда остается, особенно если проблему удалось выявить в раннем возрасте. Обычно при таком заключении направляют на учебу в школу специального профиля.

Еще одна довольно частая ситуация – диагноз F70.08. Это тоже легкая форма нарушения активности головного мозга, при которой причины доктора знают точно, но они не вписываются в строгие категории других групп (инфицирование, интоксикация, фенилкетонурия). При таком диагнозе наблюдаются слабые отклонения в поведении либо таковых нет вообще. Если удалось обнаружить проблему в раннем детстве, обычно выдают справку для посещения ряда врачей (логопедов, дефектологов) с целью улучшить состояние ребенка и дать ему шансы на полноценное функционирование в обществе.

Диагноз F70.02 сходен с рассмотренным выше F70.08, но в этом случае доктора знают точно, на основании чего развилась проблема: травма, физический агент. Поведенческие нарушения наблюдаются либо слабовыраженные, либо отсутствуют вовсе.

Как в нашей стране в медицинской практике в прежнее время использовался термин «дебил», так в англоязычных станах больных именовали moron. Суть этого слова такая же – инвалидность, связанная с интеллектуальным отставанием, выраженная в мягкой форме. В настоящее время английский термин рекомендовано не применять в практике врачей, поскольку (наравне с изменением нашего языка) он получил широкое распространение в среде здоровых людей в качестве оскорбительного. На основании этого предпочтительнее использовать более сложные, но корректные наименования отклонений развития организма, чтобы не было лишних ассоциаций с бытовыми негативными высказываниями (зачастую совершенно беспочвенными).

Заподозрить у ребенка такой диагноз можно, если малыш с трудом приобретает навыки речи, отставая (зачастую ощутимо) от сверстников. При этом в преимущественном большинстве случаев больные люди со временем нарабатывают навыки поддержания разговора, могут применять речь для решения повседневных задач, без труда отвечают в рамках клинического интервьюирования. Преимущественно лица с диагностированной легкой формой олигофрении ухаживают за собой самостоятельно, они независимы в повседневном обиходе, способны готовить, кушать, умываться, посещать туалет. Домашние практические навыки не представляют для них серьезной проблемы, единственная особенность – медленная наработка возможностей применения умений на практике.

Чаще всего самые большие сложности связаны с образовательной школьной программой, так как успеваемость лиц с ослабленными интеллектуальными возможностями очень низкая. Самыми сложными аспектами выступают чтение, письмо. Если отклонения легкие, образование, каким бы сложным оно ни было, приносит ощутимую пользу. Прибегать нужно не только к классической программе, но и к специальным предметам, помогающим развивать разные навыки, активизировать компенсаторные возможности.

Человек, страдающий легкой формой умственной отсталости, в будущем может работать наравне с окружающими, если удастся выбрать подходящую сферу деятельности. Таким людям не подойдут рабочие места, вынуждающие к абстрактному мышлению, а вот практическая занятость не только возможна, но и приносит многим настоящее удовольствие. Люди, у которых диагностирована слабая форма олигофрении, могут трудиться и на неквалифицированных рабочих местах, и на полуквалифицированных, исполняя разнообразные задачи, трудясь собственными руками.

Оказавшись в таком социальном, культурном пространстве, когда от человека не требуются отвлеченные рассуждения и склонность к теоретизации, больные вовсе не проявляют своего отличия от прочих окружающих, поэтому никакой проблемы фактически не будет. Однако многие отмечают незрелость в плане социального поведения, эмоциональных аспектов, что приводит к некоторым ограничениям. Для больного олигофренией очень сложно создать собственную семью, так как сложности связаны с требованиями, накладываемыми обязательствами брака. Не меньшей проблемой может стать воспитание детей. Известно, что люди с такими диагнозами с большим трудом адаптируется к требованиям культуры, традициям, общепринятым нормам.

Как отмечают психиатры, легкая форма олигофрении значительно ближе к здоровому состоянию обычного человека, нежели к средней или тяжелой форме заболевания. Все нарушения, связанные с отклонениями в поведении, эмоциональном состоянии, способности адаптироваться в обществе, во многом близки к тем, что характерны совершенно здоровым индивидуумам. Конечно, нарушения такого плана требуют корректировки, поддержки, терапевтического курса, но его особенности близки к тем, что рекомендованы многим людям, чей интеллектуальный уровень в норме.

В последнее время преимущественный процент больных – лица, у которых удалось обнаружить органическую этиологию проблемы. Конечно, это далеко не 100% всех случаев, но процент таких причин отклонений от нормального интеллектуального развития неуклонно повышается.

Выявление отклонений основано на применении стандартных тестов, посредством которых выявляют коэффициент развития интеллекта. Если параметр варьируется в границах 50-69, говорят о легкой форме. При наблюдении за больными отмечается небольшая задержка в понимании, восприятии речи. Известны случаи, когда определенные проблемы речевой сферы сохранятся во взрослом возрасте

В ряде случаев олигофрения сопровождается другими заболеваниями: психическими, интеллектуальными. Медицина знает довольно много случаев диагностирования слабой умственной отсталости у больных, страдающих аутизмом, эпилепсией. Международная система классификации медицинских диагнозов требует независимого кодирования умственной отсталости и прочих патологий, обнаруженных у пациента.

Среди прочих отклонений в развитии именно это, к сожалению, встречается в наше время достаточно часто. Подобный диагноз – очевидное свидетельство, что в будущем ребенку предстоит столкнуться с серьезными сложностями при попытках адаптироваться к социуму. В большинстве случаев выявляют олигофрению в возрасте до трех лет. Заподозрить у своего чада заболевание и заметить необходимость обращения к специалисту можно по следующим проблемам:

  • нарушения познавательной активности;
  • стойкие психические нарушения, которые не удается обратить к нормальному состоянию;
  • проблемы с психикой имеют органические предпосылки.

Известно несколько основных факторов риска, провоцирующих такую патологию:

  • перенесенные во время вынашивания плода патологии;
  • токсикозы, беспокоящие в третьем триместре;
  • интоксикация материнского организма разнообразными ядовитыми компонентами;
  • проблемы метаболизма материнского организма;
  • патологии иммунной системы;
  • слишком быстрые или очень долгие роды;
  • некорректное предлежание ребенка;
  • влияние во время беременности химических соединений, радиоактивного излучения;
  • краснуха;
  • токсоплазмоз;
  • инфицирование плода во время беременности;
  • генетические предпосылки;
  • вредные привычки родителей.

Есть вероятность олигофрении у детей, чьи матери отличались очень узким тазом, плод был обвит пуповиной, резус-факторы матери и ребенка несовместимы. К нарушению интеллектуальных способностей может привести травма, полученная при родах, патологии, которыми малыш переболел, не достигнув трехлетнего возраста. Нередко проблему провоцируют полиомиелит, грипп, корь и ряд иных инфекционных патологий.

источник

Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него. Однако, у умственно отсталых может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них по меньшей мере в 3-4 раза выше, чем в общей популяции. Кроме того, умственно отсталые лица чаще становятся жертвами эксплуатации и физических и сексуальных оскорблений. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может не иметь явного характера.

Четвертый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством:

F7х.0 с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

F7х.1 значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения;

F7х.8 другие нарушения поведения;

F7х.9 без указаний на нарушение поведения;

Если известна этиология умственной отсталости, то следует использовать дополнительный пятый знак:

F7х.х1 обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией (например: пренатальные инфекции, такие как краснуха, сифилис, токсоплазмоз; постнатальные инфекции, такие как

абсцесс мозга, энцефалит; интоксикации, такие как токсикоз беременности, желтуха, свинцовое отравление);

F7х.х2 обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом (например: механическая травма или гипоксия (асфиксия) при родах; постнатальная травма или гипоксия, когда не удается установить процесс формирования интеллектуального снижения);

F7х.х3 обусловленная фенилкетонурией;

F7х.х4 связанная с хромосомными нарушениями (например: болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера, другие хромосомные болезни);

F7х.х5 обусловленная гипертиреозом;

F7х.х6 обусловленная гипотиреозом;

F7х.х7 связанная с недоношенностью (недоношенность без упоминания о другом патологическом состоянии);

F7х.х8 обусловленная другими уточненными причинами (например: нарушения обмена веществ, роста или питания, такие как врожденная аномалия головного мозга, краниостеноз, гипертелоризм, микроцефалия и др.);

F7х.х9 обусловленная неуточненными причинами.

Наличие умственной отсталости не исключает дополнительных диагнозов, кодирующихся в других разделах классификации.

Интеллект не является единой характеристикой, и оценивается на основе большого числа различных более или менее специфичных навыков. Хотя у каждого человека существует общая тенденция развития всех этих навыков на сходном уровне, могут иметь место и существенные расхождения, особенно у умственно отсталых лиц. Такие люди могут обнаруживать тяжелые нарушения умственной отсталости, они могут показывать более высокую продуктивность в одной отдельной сфере (например, по простым зрительно-пространственным заданиям). Такая ситуация затрудняет диагностическую оценку умственно отсталых лиц. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.

Для достоверного диагноза должен устанавливаться пониженный уровень интеллектуального функционирования, приводящий к недостаточной способности адаптироваться к повседневным запросам нормального социального окружения. Сопутствующие психические или соматические расстройства оказывают большое влияние на клиническую картину и использование имеющихся навыков. Выбранная диагностическая категория должна поэтому основываться на общей оценке способностей, а не на оценке какой-либо отдельной области или одного типа навыков. Приводимые коэффициенты умственного развития должны использоваться с учетом проблем кросс-культуральной адекватности. Приведенные ниже категории представляют собой произвольное подразделение сложного континуума и не могут определяться с абсолютной точностью. Коэффициент умственного развития должен определяться по индивидуально назначаемому стандартизованному тесту, для которого установлены местные культуральные нормы, и выбранный тест должен быть адекватен уровню функционирования и дополнительным специфическим неблагоприятным для функционирования условиям, в которых находится индивидуум, например, должны учитываться нарушения экспрессивной речи, нарушения слуха, соматические факторы. Шкалы социальной зрелости и адаптации, также стандартизованные с учетом местных условий, должны по возможности заполняться на основании расспроса родителей или лиц, обеспечивающих уход за больным, которые знают способности индивидуума в повседневной жизни. При невыполнении стандартизованных процедур диагноз должен устанавливаться лишь как временный.

/F70/ Умственная отсталость легкой степени

Люди с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но большинство из них приобретают способности использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе. Большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой (прием пищи, умывание, одевание,контроль за функциями кишечника и мочевого пузыря) и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости и у многих особыми проблемами являются чтение и письмо. Тем не менее, при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначен-

ное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей. В большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности, включая неквалифицированный и полуквалифицированный ручной труд. В социокультуральных условиях, не требующих продуктивности в отвлеченно-теоретической сфере, некоторая степень легкой умственной отсталости сама по себе может и не представлять проблемы. Тем не менее, если наряду с этим отмечается заметная эмоциональная и социальная незрелость, то проявятся и последствия ограничения социальной роли, например, неспособность справляться с требованиями, связанными с брачной жизнью или воспитанием детей или затруднения в адаптации к культуральным традициям и нормам.

В целом, у лиц с легкой степенью умственной отсталости поведенческие, эмоциональные и социальные нарушения и возникающая в связи с ними потребность в терапии и поддержке гораздо больше напоминают проблемы у людей с нормальным уровнем интеллектуальности, нежели специфические проблемы у лиц с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости. У все большей части больных, хотя еще и не у большинства, выявляется органическая этиология умственной отсталости.

Читайте также:  Розукард таблетки инструкция по применению

При использовании надлежащих стандартизованных тестов по определению коэффициента умственного развития на легкую умственную отсталость указывают показатели в диапазоне 50-69. Имеется тенденция к задержке понимания и речи в разной степени, причем препятствующие развитию независимости нарушения экспрессивной речи могут сохраняться и в зрелом возрасте. Органическая этиология выявляется у меньшинства пациентов. С разной частотой встречаются сопутствующие состояния, такие как аутизм, другие расстройства развития, эпилепсия, расстройства поведения и физическая инвалидность. При наличии этих расстройств они должны кодироваться независимо от умственной отсталости.

/F70.0/ Умственная отсталость легкой степени

с указанием на отсутствие или слабую выраженность

F70.01 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F70.02 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F70.03 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F70.04 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F70.05 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F70.06 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F70.07 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с недоношенностью

F70.08 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F70.09 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F70.1/ Умственная отсталость легкой степени

со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения

F70.11 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F70.12 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F70.13 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения, обусловленная фенилкетонурией

F70.14 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения, связанная с хромосомными нарушениями

F70.15 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения,

F70.16 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения,

F70.17 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения,

связанная с недоношенностью

F70.18 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения, обусловленная другими уточненными причинами

F70.19 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения, обусловленная неуточненными причинами

/F70.8/ Умственная отсталость легкой степени

с другими нарушениями поведения

F70.81 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F70.82 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F70.83 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

F70.84 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F70.85 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

F70.86 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

F70.87 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

связанная с недоношенностью

F70.88 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F70.89 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F70.9/ Умственная отсталость легкой степени

без указаний на нарушение поведения

F70.91 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F70.92 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F70.93 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

F70.94 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F70.95 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

F70.96 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

F70.97 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

связанная с недоношенностью

F70.98 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F70.99 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F71/ Умственная отсталость умеренная

У лиц этой категории медленно развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Отстает и развитие навыков самообслуживания и моторики, некоторые пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни. Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков; такие программы соответствуют замедленному характеру обучения с небольшим объемом усваиваемого материала. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора. Совер-

шенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее, такие

люди в общем полностью мобильны и физически активны и большинство из

них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в

способности к установлению контактов, общению с другими людьми и

участию в элементарных социальных занятиях.

Коэффициент умственного развития обычно находится в диапазоне от 35 до 49. Для этой группы характерны расхождения в профилях тестирования способностей, когда у некоторых лиц достигаются высокие уровни по тестам на оценку зрительно-пространственных навыков по сравнению с результатами заданий, зависящих от развития речи, а в других случаях значительная неуклюжесть сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы. Уровни развития речи варьируют: одни пациенты могут принимать участие в простых беседах, а другие обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих основных потребностях. Некоторые пациенты никогда не овладевают использованием речи, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи. У большинства больных с умеренной умственной отсталостью может быть выявлена органическая этиология. В явном меньшинстве случаев имеют место детский аутизм и другие общие расстройства развития, оказывающие большое влияние на клиническую картину и необходимые реабилитационные мероприятия. Часты эпилепсия, а также неврологические и соматические нарушения, хотя большинство пациентов с умеренной умственной отсталостью способны ходить без посторонней помощи. Иногда возможно установить другие психиатрические диагнозы, но ограниченность речевого развития делает диагностику затруднительной и зависимой от информации, получаемой от тех, кто знаком с пациентом. Любое из подобных сопутствующих расстройств должно регистрироваться под самостоятельным кодом.

— нерезко выраженная имбецильность;

/F71.0/ Умственная отсталость умеренная

с указанием на отсутствие или слабую выраженность

F71.01 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F71.02 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F71.03 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F71.04 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F71.05 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F71.06 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F71.07 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с недоношенностью

F71.08 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F71.09 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F71.1/ Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения

F71.11 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F71.12 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F71.13 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F71.14 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с хромосомными нарушениями

F71.15 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F71.16 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F71.17 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с недоношенностью

F71.18 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная другими уточненными причинами

F71.19 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная неуточненными причинами

/F71.8/ Умственная отсталость умеренная

с другими нарушениями поведения

F71.81 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F71.82 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F71.83 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

F71.84 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F71.85 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

F71.86 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

F71.87 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

связанная с недоношенностью

F71.88 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F71.89 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F71.9/ Умственная отсталость умеренная

без указаний на нарушение поведения

F71.91 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F71.92 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F71.93 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

F71.94 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, связанная с хромосомными нарушениями

F71.95 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

F71.96 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

F71.97 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

связанная с недоношенностью

F71.98 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F71.99 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F72/ Умственная отсталость тяжелая

По клинической картине, наличию органической этиологии и сопутствующих расстройств эта категория во многом сходна с категорией умеренной умственной отсталости. Нижние уровни функционирования, отмеченные в F71.-, наиболее характерны и для этой группы пациентов. У большинства больных здесь наблюдается выраженная степень моторного нарушения или другие сопутствующие дефекты, указывающие на наличие клинически значимого повреждения или аномального развития центральной нервной системы.

Коэффициент умственного развития обычно находится в пределах от 20 до 34.

— резко выраженная имбецильность;

/F72.0/ Умственная отсталость тяжелая

с указанием на отсутствие или слабую выраженность

F72.01 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F72.02 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F72.03 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F72.04 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F72.05 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F72.06 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F72.07 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с недоношенностью

F72.08 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F72.09 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F72.1/ Умственная отсталость тяжелая

со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения

F72.11 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F72.12 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F72.13 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F72.14 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с хромосомными нарушениями

F72.15 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F72.16 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F72.17 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с недоношенностью

F72.18 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная другими уточненными причинами

F72.19 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная неуточненными причинами

/F72.8/ Умственная отсталость тяжелая

с другими нарушениями поведения

F72.81 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F72.82 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F72.83 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

F72.84 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F72.85 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

F72.86 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

Читайте также:  Таблетки циклодол для чего используется

F72.87 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

связанная с недоношенностью

F72.88 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F72.89 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F72.9/ Умственная отсталость тяжелая

без указаний на нарушение поведения

F72.91 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F72.92 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F72.93 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

F72.94 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения, связанная с хромосомными нарушениями

F72.95 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

F72.96 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

F72.97 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

связанная с недоношенностью

F72.98 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F72.99 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F73/ Умственная отсталость глубокая

У больных коэффициент умственного развития ниже 20, что означает, что они весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала и с ними возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации. Они неспособны или малоспособны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре.

Коэффициент умственного развития ниже 20. Понимание и использование речи ограничивается в лучшем случае выполнением основных ко-

манд и выражением элементарных просьб. Могут приобретаться наиболее

базисные и простые зрительно-пространственные навыки и при адекватном надзоре и руководстве больные могут принимать участие в домашних и практических делах. В большинстве случаев устанавливается органическая этиология. Часты оказывающие влияние на подвижность тяжелые неврологические и другие соматические нарушения, такие как эпилепсия, а также расстройства зрения и слуха. Особенно часты общие расстройства развития в наиболее тяжелых формах, в частности атипичный аутизм. Эти расстройства более характерны для неподвижных больных.

/F73.0/ Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения

F73.01 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F73.02 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F73.03 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F73.04 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F73.05 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F73.06 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F73.07 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с недоношенностью

F73.08 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F73.09 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F73.1/ Умственная отсталость глубокая

со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения

F73.11 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F73.12 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F73.13 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F73.14 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с хромосомными нарушениями

F73.15 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F73.16 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F73.17 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с недоношенностью

F73.18 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная другими уточненными причинами

F73.19 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная неуточненными причинами

/F73.8/ Умственная отсталость глубокая

с другими нарушениями поведения

F73.81 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F73.82 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F73.83 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

F73.84 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F73.85 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

F73.86 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

F73.87 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

связанная с недоношенностью

F73.88 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F73.89 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F73.9/ Умственная отсталость глубокая

без указаний на нарушение поведения

F73.91 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F73.92 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F73.93 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

F73.94 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения, связанная с хромосомными нарушениями

F73.95 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

F73.96 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

F73.97 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

связанная с недоношенностью

F73.98 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F73.99 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F78/ Другие формы умственной отсталости

Эта категория должна использоваться только в тех случаях, когда оценка степени интеллектуального снижения посредством обычных процедур затруднена или невозможна из-за сопутствующих сенсорных или соматических нарушений, например, слепоты, глухо-немоты и при тяжелых поведенческих расстройствах или соматической инвалидизации.

/F78.0/ Другие формы умственной отсталости

с указанием на отсутствие или слабую выраженность

F78.01 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленные предшествующей инфекцией или интоксикацией

F78.02 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленные предшествующей травмой или физическим агентом

F78.03 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F78.04 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанные с хромосомными нарушениями

F78.05 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F78.06 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F78.07 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанные с недоношенностью

F78.08 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленные другими уточненными причинами

F78.09 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленные неуточненными причинами

/F78.1/ Другие формы умственной отсталости

со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения

F78.11 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленные предшествующей инфекцией или интоксикацией

F78.12 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленные предшествующей травмой или физическим агентом

F78.13 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F78.14 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанные с хромосомными нарушениями

F78.15 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F78.16 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F78.17 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанные с недоношенностью

F78.18 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленные другими уточненными причинами

F78.19 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленные неуточненными причинами

/F78.8/ Другие формы умственной отсталости

с другими нарушениями поведения

F78.81 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

обусловленные предшествующей инфекцией или интоксикацией

F78.82 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

обусловленные предшествующей травмой или физическим агентом

F78.83 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

F78.84 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

связанные с хромосомными нарушениями

F78.85 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

F78.86 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

F78.87 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

связанные с недоношенностью

F78.88 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

обусловленные другими уточненными причинами

F78.89 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

обусловленные неуточненными причинами

/F78.9/ Другие формы умственной отсталости

без указаний на нарушение поведения

F78.91 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

обусловленные предшествующей инфекцией или интоксикацией

F78.92 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

обусловленные предшествующей травмой или физическим агентом

F78.93 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

F78.94 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения, связанные с хромосомными нарушениями

F78.95 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

F78.96 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

F78.97 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

связанные с недоношенностью

F78.98 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

обусловленные другими уточненными причинами

F78.99 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

обусловленные неуточненными причинами

/F79/ Умственная отсталость неуточненная

Умственная отсталость устанавливается при отсутствии достаточной информации по отнесению больного к одной из вышеназванных категорий.

Эта рубрика используется также и в том случае, если возраст ребенка не позволяет точно установить степень умственной отсталости.

— умственная недостаточность БДУ;

— умственная дефицитарность БДУ;

/F79.0/ Умственная отсталость неуточненная

с указанием на отсутствие или слабую выраженность

F79.01 Умственная отсталость неуточненная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F79.02 Умственная отсталость неуточненная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F79.03 Умственная отсталость неуточненная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F79.04 Умственная отсталость неуточненная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F79.05 Умственная отсталость неуточненная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F79.06 Умственная отсталость неуточненная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F79.07 Умственная отсталость неуточненная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с недоношенностью

F79.08 Умственная отсталость неуточненная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F79.09 Умственная отсталость неуточненная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F79.1/ Умственная отсталость неуточненная

со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения

F79.11 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F79.12 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F79.13 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F79.14 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с хромосомными нарушениями

F79.15 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F79.16 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F79.17 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с недоношенностью

F79.18 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная другими уточненными причинами

F79.19 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная неуточненными причинами

/F79.8/ Умственная отсталость неуточненная

с другими нарушениями поведения

F79.81 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F79.82 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F79.83 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

F79.84 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F79.85 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

F79.86 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

F79.87 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

связанная с недоношенностью

F79.88 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F79.89 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F79.9/ Умственная отсталость неуточненная

без указаний на нарушение поведения

F79.91 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F79.92 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F79.93 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

F79.94 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения, связанная с хромосомными нарушениями

F79.95 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

F79.96 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

F79.97 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

связанная с недоношенностью

F79.98 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F79.99 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная неуточненными причинами

источник