10 да терапевтического общения с пациентом

1. Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и должности, а также сообщения цели беседы.

Обращайтесь к Вашему пациенту по имени-отчеству и на Вы.

2. Смотрите пациенту в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобрительно кивайте. Открытое лицо, скрытые мысли.

3. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно!

4. Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке.

5. Поощряйте вопросы Вашего пациента.

6. Обеспечьте тишину и конфиденциальность Вашей беседы.

8.Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны.

9.Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологической атмосферы.

10. Поддерживайте пациента поощрительными замечаниями после каждого удачного действия. Реагируйте на каждое движение. Очень важно при этом прикасаться к пациенту: оглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить.

1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос.

2. Не раздражайтесь, если приходится снова и снова задавать один и тот же вопрос.

3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненное задание после Ваших инструкций.

4. Не нагружайте больного слишком большой ответственностью.

5. Не требуйте точной идентификации имен медицинского персонала, названий предметов или лекарств.

6. Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к вам.

7. Не ругайтесь и не спорьте с пациентом.

8. Говорите с пациентом корректно – не давайте им возможность большого выбора.

9. Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены.

источник

1. Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и должности, а также сообщения

цели беседы. Обращайтесь к Ваше­му пациенту только по имени-отчеству и на «Вы».

2. Смотрите пациенту в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобрительно кивайте.

Открытое лицо, скрытые мысли.

3. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно!

4. Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке.

5. Поощряйте вопросы Вашего пациента.

6. Обеспечьте тишину и конфиденциальность Вашей беседы.

8. Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психоло­гической атмосферы.

10. Поддерживайте пациента поощрительными замечаниями после каждого удачного действия. Реагируйте на каждое движение. Очень важно при этом прикасаться к пациенту: поглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить.

1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос.

2. Не раздражайтесь, если приходится снова и снова задавать один и тот же вопрос.

3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненного задания после Ваших инструкций.

4. Не нагружайте больного слишком большой ответственно­стью.

5. Не требуйте точной идентификации имен медперсонала, на­званий предметов или лекарств.

6. Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к Вам.

7. Не ругайтесь и не спорьте с пациентами.

8. Говорите с пациентами конкретно — не давайте им возмож­ность большого выбора — это можно!

9. Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены.

источник

1. Обращайтесь к пациенту по имени – отчеству и на «Вы».

2.Начинайте беседу с указания Вашего имени – отчества и должности.

3. Смотрите пациенту в глаза на одном уровне, улыбайтесь; если пациент лежит, присядьте на стул, стоящий рядом.

4. Обеспечьте конфиденциальность Вашей беседы.

5. Поощряйте вопросы Вашего пациента.

6. Говорите неторопливо, доходчиво, пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса.

7. Соблюдайте принципы эффективного умения слушать.

8. Проявляйте мастерство общения медицинской сестры с пациентом.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологического климата при общении с пациентом.

10. Будьте естественны при разговоре, создайте атмосферу взаимопонимания, доверия.

Человек, приходящий на прием к врачу либо поступающий на лечение в стационар, оказывается в непривычной для него обстановке, которая изобилует отрицательно влияющими на него факторами, — миелогениями.

Различают следующие виды миелогений: эгогении, эгротогении, ятрогении, сестрогении, психоятрогении, фармакоятрогении, физиоятрогении.

Виды миелогений Способствующие факторы профилактика
Эгогения– это отрицательное влияние на пациента, которое оказывает он сам. На практике для обозначения эгогений часто используют такие понятия как самовнушение, «уход в болезнь», «неосознанная агровация» (преувеличение симптомов заболевания). — подавленное психоэмоциональное состояние; — религиозные предрассудки и предубеждения в отношении болезни и возможностей медицины; — страх смерти, боязнь предстоящего медицинского обследования; «аутосуггестия» при наличии у кого-либо из членов семьи заболевания другие в семье внушают себе, что они больны тем же; — медицинская литература или бездумно построенная санитарно-просветительская беседа. — поддержании у пациента веры в благоприятный исход болезни или благоприятное ее течение, — отказ от термина «больной», заменив его на более вежливое обращение по имени и отчеству.
Эгротогения – неблагоприятное влияние пациентов друг на друга. — несовместимость пациентов (нельзя помещать пациента в палату, где длительно и не совсем успешно лечат другого пациента с аналогичным заболеванием); -сосед по койке, внушающий скептицизм в отношении их выздоровления, «просветитель». — хорошо владеть обстановкой в отделении, чтобы предупредить отрицательное влияние некоторых пациентов на микроклимат в палате; — хорошие знания основных клинических признаков психических заболеваний.
Сестрогения — негативное влияние среднего медицинского персонала. — недостаточное внимание медицинской сестры к пациентам, недостаток моральных, эстетических и интеллектуальных качеств, нежелание признавать и исправлять свои ошибки; — недостаток общей культуры, чуткости. Такая медсестра и сама не замечает, что ведет себя грубо, вызывает обиду и другие отрицательные эмоции у пациентов; — амбициозность характера медсестры, переоценка своих знаний, отношение к другим свысока, самолюбие. Такая медсестра берет на себя функции врача: дает разъяснения относительно диагноза, лечения, прогноза и т. д. Гуманизм, любовь, сострадание, милосердие, профессионально развитое чувство долга, обязательность, аккуратность.
Ятрогения– негативное влияние врача.
Психоятрогении– отрицательное воздействие на психику пациента. Это наиболее часто встречающиеся ятрогении. Причины психоятрогении следующие: — поспешная, необоснованная, зачастую ошибочная постановка диагноза и прогноза заболевания; — неправильное объяснение и проведение диагностических и лечебных процедур; — «немая ятрогения», возникающая при бездействии медицинских работников. С целью профилактики таких ятрогений необходимо особенно внимательно относиться к ответам на вопросы пациентов, связанные с трактовкой диагнозов, исследований и т. д. Не стоит информировать пациентов о признаках серьезных заболеваний (рака, СПИДа и других). В беседах с пациентами нужно избегать непонятных специальных терминов. Фармакоятрогении– это болезненные состояния, обусловленные действием на организм пациента лекарственных препаратов. Наиболее распространенной причиной фармакоятрогении являются аллергические реакции. Наиболее опасным проявлением аллергии может служить анафилактический шок, который развивается при введении даже небольших доз лекарственных препаратов (антибиотики, сыворотки,кровезаменители, сульфаниламиды и другие). Для профилактики фармакоятрогений необходимо тщательно собирать аллергологический анамнез. Абсолютно избежать данного явления не придется в связи с тем, что реакция организма на медикаменты сугубо индивидуальна и непредсказуема. Поэтому в санитарно-просветительной работе медсестра должна напоминать пациентам о недопустимости самолечения, опасности бесконтрольного приема лекарств. Физиоятрогении – болезненные состояния, обусловленные воздействием на организм человека физических факторов, вследствие проведения диагностических и лечебных процедур. Частыми причинами физиоятрогений могут служить сложные и труднопереносимые манипуляции с целью обследования и лечения, нередко сопровождающиеся осложнениями такими как подкожная гематома, возникающая при нарушении правил забора крови из вены или при внутривенной инъекции, появление инфильтрата или абсцесса после инъекции, неврологические и другие осложнения при неправильном выборе места инъекции, получение ожога в результате тепловых процедур, побочные действия в результате ошибочного введения лекарственных препаратов. На практике предупреждение физиоятрогений обеспечивается высоким уровнем профессиональной подготовки, применением обезболивающих средств, внимательным и щадящим подходом к пациентам при выполнении медицинских манипуляций.

1. Яромич И.В. «Сестринское дело и манипуляционная техника»; Мн. «Вышэйшая школа», 2011.

2. Медико-социальная помощь на дому /Белорусское Общество Красного Креста; Под редакцией доктора медицинских наук, профессора Сытого В.П. Минск:Белсэнс,2011

источник

  1. ОБРАЩАЙТЕСЬ К ПАЦИЕНТУ ПО ИМЕНИ-ОТЧЕСТВУ И НА «ВЫ».
  2. НАЧИНАЙТЕ БЕСЕДУ С УКАЗАНИЯ ВАШЕГО ИМЕНИ-ОТЧЕСТВА И ДОЛЖНОСТИ.
  3. СМОТРИТЕ ПАЦИЕНТУ В ГЛАЗА НА ОДНОМ УРОВНЕ, УЛЫБАЙТЕСЬ; ЕСЛИ ПАЦИЕНТ ЛЕЖИТ, ПРИСЯДЬТЕ НА СТУЛ, СТОЯЩИЙ РЯДОМ.
  4. ОБЕСПЕЧЬТЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ВАШЕЙ БЕСЕДЫ. ПОМНИТЕ, ЧТО КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ УСЛОВИЕМ СОЗДАНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ПАЦИЕНТОМ.
  5. ПООЩРЯЙТЕ ВОПРОСЫ ВАШЕГО ПАЦИЕНТА.
  6. ГОВОРИТЕ НЕТОРОПЛИВО, ДОХОДЧИВО, ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ ВАШЕГО ГОЛОСА.
  7. СОБЛЮДАЙТЕ ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО УМЕНИЯ СЛУШАТЬ.
  8. ПРОЯВЛЯЙТЕ МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ С ПАЦИЕНТОМ.
  9. ПРОЯВЛЯЙТЕ НЕПРЕРЫВНУЮ ИНИЦИАТИВУ В СОЗДАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МИКРОКЛИМАТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ПАЦИЕНТОМ.

10. БУДЬТЕ ЕСТЕСТВЕННЫ ПРИ РАЗГОВОРЕ, СОЗДАЙТЕ АТМОСФЕРУ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ДОВЕРИЯ.

Проверь себя

1. Расскажите о системе подготовки медицинских сестер в Белоруссии в настоящее время.

2. Как проводится аттестация профессионального уровня?

3. Какие квалификационные категории вы знаете?

4. Какими характеристиками должен обладать специалист?

5. Что должен знать специалист?

6. Что должен уметь специалист?

7. Какие основные международные медицинские организации вы знаете?

8. Расскажите о международном совете медицинских сестёр.

9. Расскажите овсемирной организации здравоохранения.

10. Что включает в себя кодекс международного совета медсестёр?

Тема: «Внешняя и внутренняя картина заболевания. Отношение пациента к своему заболеванию».

План лекции:

Ø понятие о внешней и внутренней картине болезни;

Ø отношение пациента к своему заболеванию;

Ø классификация типов медицинских сестёр по И.Харди.

Чтобы установить контакт с пациентом и максимально выяснить его проблемы, необходимо уметь учитывать внешнюю и внутреннюю картины заболевания.

Внешняя картина болезни — это совокупность клинических данных, полученных медработником при обследовании пациента: (например, цвет кожных покровов, уровень артериального дав­ления, температура, частота пульса и др.). Они наглядны, фикси­руются документально и имеют определенную динамику.

Внутренняя картина болезни — это особое целостное пред­ставление пациента о своем заболевании, его психическая оцен­ка субъективных проявлений болезни.

На внутреннюю картину болезни влияют личностные харак­теристики пациента, как врожденные (темперамент, тип нервной системы), так и приобретенные (характер, интеллект и т. д.).

Задача врача, фельдшера и медицинской сестры сводится к умелому наблюдению и изучению внутренней картины болезни и использованию ее при последующем общении с пациентом. В процессе выбора лечебно-диагностической тактики и проведения определенных деонтологических приемов в структуре внутрен­ней картины болезни принято различать несколько уровней:

Ø чувственный — комплекс субъективных болезненных ощу­щений;

Ø эмоциональный — реагирование пациента, переживание пациентом отдельных симптомов или болезни в целом;

Ø интеллектуальный — знание о болезни, ее реальная оценка, глубина осознания остроты, тяжести и последствий заболе­вания;

Ø отношение к болезни — мотивация возвращения к здоровью.
Методами исследования внутренней картины болезни могут

служить беседы с пациентами, проведение специальных тести­рований.

Чувственный уровень отражает комплекс субъективных ощущений пациента, вызванных болезнью. В основном они вы­ражаются в жалобах пациента. Субъективные ощущения носят динамический характер, могут уменьшаться или набирать силу. Следует учитывать способность пациента детально рассказывать о своих ощущениях.

Беседуя с пациентом, необходимо проявить максимум вы­держки, недопустимы спешка, прерывание рассказа, так как па­циент дает свою информацию, из которой затем, совместно с ре­зультатами осмотра, складывается тактика обследования и лече­ния.

Эмоциональный уровень отражает переживание пациентом своего заболевания. Он взаимосвязан с первым уровнем. Эмо­циональные переживания болезни зависят от остроты, продол­жительности, характера ее проявлений. Чем острее ощущение болезни, тем ярче ее эмоциональная окраска. Ни одна болезнь не является источником положительных эмоций, таким образом, речь идет об отрицательных эмоциях, которые возникают из-за болей, несостоявшихся по причине болезни планов и т. д.

Эмоциональное состояние имеет немаловажное значение. Положительный сдвиг в эмоциях появляется по мере снижения обострения или стихания острых проявлений болезни, когда па­циент узнает о лучшем прогнозе, меньшей опасности болезни.

Эмоциональный настрой пациента непостоянен, необходима динамичность наблюдения за его переживаниями. От этого бу­дут зависеть деонтологическая тактика и индивидуальные фор­мы общения с больным.

Интеллектуальный уровень включает представление пациен­та о своей болезни, основные знания о причинах ее возникнове­ния, сущности, тяжести, возможных последствиях. Интеллекту­альный уровень зависит от общего культурного уровня пациен­та, его интеллекта. Необходимо отметить, что интеллектуальный уровень внутренней картины заболевания зависит от характера болезни. Если пациент длительно страдает каким-либо заболева­нием, то его интеллектуальный уровень внутренней картины бо­лезни часто довольно высок. У лиц с острыми заболеваниями (травмы, острая хирургическая или нехирургическая патология) он значительно ниже. Знание интеллектуального уровня внутренней картины болезни каждого пациента обеспечивает пра­вильный выбор тактики, обследования и лечения, адекватную психотерапию, позволяет менять лечение в зависимости от ха­рактера заболевания, его течения, тяжести.

Уровень отношения к болезни ставит перед медработником задачу помочь пациенту в выборе путей борьбы за снос здоровье, борьбы с болезнью. Так, сирийский врач Абуль Фараджа, жив­ший в ХШ в., говорил: «Нас трое — ты, болезнь и я. Если ты бу­дешь с болезнью, вас будет двое, а я останусь один и вы меня одолеете. Если ты будешь со мной — нас будет двое, а болезнь останется одна и мы ее одолеем». Из этого вытекает, что в борь­бе с болезнью многое зависит от самого пациента, от его пони­мания необходимости самому прилагать усилия для борьбы с болезнью, осознания того, что без себя самого болезнь непобе­дима.

Подвести каждого пациента к уровню внутренней картины болезни — одна из главнейших задач медработника. Для успеш­ного лечения большое значение имеет то, как пациент осознает сам факт болезни.

В практике встречается адекватное и неадекватное отноше­ние к болезни. Адекватное отношение к болезни отличается осознанием своего заболевания и признанием необходимости принятия мер к восстановлению здоровья. Пациент принимает активное участие в обсуждении своего заболевания, в проведе­нии диагностических и лечебных мероприятий. В формировании такого отношения к болезни важная роль принадлежит медра­ботнику, его умению рационально обращаться с пациентом, ос­нованному на высоком профессиональном чувстве долга и по­нимании деонтологических принципов врачевания.

Выделяют несколько типичных вариантов неадекватногоот­ношения к болезни:

Ø отрицательное — оно проявляется тем, что пациент не осознает факт болезни, не выполняет лечебные и оздорови­тельные рекомендации, нарушает режим, игнорирует фак­торы риска (курение, алкоголь и т. д.), не учитывает нали­чия предболезни. Такие пациенты нуждаются в настойчи­вой, убедительной, доступной неоднократной разъясни­тельной беседе. В стационаре необходимо усилить кон­троль за этими пациентами, за выполнением ими режима, вести за ними постоянное наблюдение;

Ø пренебрежительное — пациент осознает факт болезни, но
пренебрежительно относится к лечению, не учитывая серьезности тех или иных проявлений. Эти пациенты могут игнорировать рекомендации, не отказываются от вредных привычек, наивно полагаясь на свои физические силы, молодость, возможность самоизлечения.

Такое отношение связано с недостаточной осведомленностью о сущности болезни, ее последствиях, склонностью к переоценке резервных сил организма, низким уровнем интеллектуального развития. Известную роль играют и личностные характеристики пациента: самоуверенность, склонность к «артистизму».

С такими пациентами надо установить доверительные отно­шения, изучить причины пренебрежительного отношения, на­стойчиво убедить пациента в необходимости выполнения диаг­ностических и лечебных процедур, разъяснить сущность и воз­можные последствия болезни. Во время пребывания пациента в стационаре следует проводить медицинский контроль, сочетаю­щийся с внимательным отношением, добротой, но и со строгим выполнением рекомендаций врача;

Ø погружение — уход в болезнь или предболезнь. Пациент все
свое время и внимание сосредоточивает на болезненных
ощущениях, рассказывает о них с определенной эмоцио­нальной окраской, обращается за помощью в разные ин­станции: к врачам, знахарям и т. д. Он не верит в благопри­ятный исход заболевания, проявляет неудовлетворенность работой медиков и медицинских учреждений, постоянно пишет жалобы. В общении с такими пациентами большую роль играет психотерапия. Необходимы также точность и аккуратность при выполнении всех процедур. Надо на при­мерах из практики убеждать пациента в эффективности тех или иных мероприятий, поднимать авторитет врача, фор­мировать доверительное отношение к нему.

По темпераменту такие пациенты чаше бывают меланхоли­ками. К ним надо относиться терпеливо, разумно реагировать на их жалобы, внушать надежду на выздоровление. Работа с этими пациентами требует выдержки и терпения;

Ø ипохондрическое— такое отношение к болезни является уже компетенцией психолога/психиатра. Пациент проявляет чрезмерное внимание к своему здоровью, прислушивается к любому отклонению от привычного ощущения. Он тре­бует дополнительных обследований в надежде найти еще болезнь;

Ø утилитарнoe — пациент стремится извлечь из болезни какие-либо выгоды: материальные или моральные. Он пыта­ется получить квартиру, уклониться от военной службы, смягчить наказание за преступление. Для этого пациент пользуется агровацией или симуляцией.

Типы реакций:

Ø Диссимуляция– скрывание болезни и её симптомов (сифилис, СПИД).

Ø агровация— преувеличение симптомов болезни.

Ø симуляция— желание пациента убедить медперсонал в наличии не сущест­вующей у него болезни.

В подобной ситуации необходимы стро­гий контроль над поведением пациента, соблюдение объективно­сти, осторожности, так как необоснованное обвинение в симуля­ции и агровации может очень сильно ранить пациента.

источник

1. СОЗДАТЬ ПРИЯТНУЮ АТМОСФЕРУ ПРИ РАЗГОВОРЕ.

Во-первых, оцените освещение. Слишком много или мало света будет

утомлять и напрягать Ваши глаза и глаза пациента. Будет ли мешать шум Вам или больному сконцентрировать внимание на вопросах? Если Вы не можете его устранить, предложите перейти в другое помещение для

про­должения разговора. Ваш пациент может вести себя скованно, если

по­чувствует, что разговор кому-нибудь мешает. Если возможно, попробуйте спланировать знакомство так, чтобы соседа по палате в этот момент не было. Попросите посетителей выйти временно в холл, но дайте возмож­ность присутствовать друзьям или членам семьи, если больной этого по­желает.

Готов ли пациент к разговору? Если он устал, боится чего-либо, у не­го что-то болит, он будет слишком удручен и будет неразговорчив. Пере­несите знакомство. При наличии у пациента боли, выполните манипуля­ции, назначенные врачом. Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите; для хороших результатов беседа может продлиться и час. Пред­положим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.

2. ПОЛУЧИТЕ ВСЮ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ О ВАШЕМ ПАЦИЕНТЕ ДО РАЗГОВОРА С НИМ

Найдите как можно больше информации из доступных источников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом, Вы сэкономите свое время и не утомите больного. Тем не менее, постарайтесь быстро сде­лать выводы из полученных сведений, так как больной мог не дать полную информацию до этого. Убедитесь, что у Вас есть правильный адрес боль­ного, телефон, возраст, место работы и так далее.

3. ПОПРОБУЙТЕ ДОБИТЬСЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ВАШИМ ПАЦИЕНТОМ

Прежде чем перейти к сути разговора, поговорите с ним минут 5на отвлеченные темы. Если Вы стоите, пациент может почувствовать себя подавленным и будет обрывать ответы или упускать важную информацию. Проявите неподдельный интерес к тому, что он Вам говорит. Заинтересо­ванный взгляд и периодическое повторение его слов помогут добиться желаемых результатов. Если Вы выглядите резким, недоступным, безраз­личным — он не доверится Вам. Разъясните цель разговора больному, чтобы он понял, какую пользу он извлечет из этого. Подчеркните необходи­мость в его честности и открытости. Приведите примеры того, как полу­ченная информация помогла определить правильное лечение и уход.

Начните разговор с вопроса: «Как Вы себя чувствуете?» или «Что Вас беспокоит больше всего?» Дав ему выговориться о его болезни, Вы можете выявить симптомы, подлежащие обследованию. Это также поможет оце­нить эмоциональное состояние больного и его уровень понимания. Не раз­глашайте информацию, полученную от больного. Дайте возможность больному отвечать на Ваши вопросы свободно, но если он слишком укло­нится от темы — возвратите его к предмету разговора. Чтобы сделать это тактично задайте ему вопрос, касающийся его болезни: «Расскажите еще о боли в ногах». В ходе разговора контролируйте себя, говорите просто и понятно. Избегайте использования медицинских терминов. Ваш пациент не захочет оставаться в неведении относительно их. Не уверены, что боль­ной понял вопросы? Попросите его повторить своими словами то, что Вы сказали. Обратите особое внимание на то, что он ответит. Осознает ли па­циент, что он болен? Таким образом, поняв чувства пациента, Вы поможе­те себе узнать больше о нем.

5. ФОРМУЛИРОВКА ТОЧНЫХ ВОПРОСОВ

Попробуйте задавать вопросы, требующие больших ответов, чем «ДА» или «Нет». «Незаконченные» вопросы концентрируют внимание па­циента и заставляют его давать более полные ответы. Если больной просит обратить внимание на одну из его жалоб, попросите поподробней расска­зать о ней. Детальные описания важны при употреблении больным незнакомой Вам терминологии. Прислушивайтесь к ответам Вашего пациен­та. Они могут повлечь за собой другие вопросы. Например: «Как Ваше зрение?» Если он ответит: «Иногда в глазах меркнет свет», продолжайте задавать вопросы. Спросите: «Как часто это случается и как долго длится?»

Не пытайтесь записать всю информацию, которую Вы получили от больного.

Вместо этого кратко запишите даты, время, ключевые слова или фра­зы и используйте их позже, чтобы дополнить записи.

9. 10«ДА» ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и долж­ности, а также сообщения цели беседы. Обращайтесь к Вашему пациенту только по имени-отчеству и на «Вы».

2. Смотрите пациенту в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобри­тельно кивайте. Открытое лицо, скрытые мысли.

3. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно!

4. Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке.

5. Поощряйте вопросы Вашего пациента.

6. Обеспечьте тишину и конфиденциальность Вашей беседы.

8. Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологической атмосферы.

10. Поддерживайте пациента поощрительными замечаниями после каждого удачного действия. Реагируйте на каждое движение. Очень важно при этом прикасаться к пациенту: поглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить.

10 «НЕТ» ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос.

2. Не раздражайтесь, если приходится снова и снова задавать один и тот же вопрос.

3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненное задание после Ваших инструкций.

4. Не нагружайте больного слишком большой ответственностью.

5. Не требуйте точной идентификации имен мед. персонала, названий предметов или лекарств.

6. Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к Вам.

7. Не ругайтесь и не спорьте с пациентами.

8. Говорите с пациентами конкретно — не давайте им возможность большого выбора.

9. Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9508 — | 7530 — или читать все.

95.83.2.240 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос.

2. Не раздражайтесь, если приходится снова и снова задавать один и тот же вопрос.

3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненное задание после ваших инструкций.

4. Не нагружайте больного слишком большой ответственностью.

5. Не требуйте точной идентификации имен медицинского персонала, названий предметов или лекарств.

6. Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к вам.

7. Не ругайтесь и не спорьте с пациентами.

8. Не давайте пациентам возможность большого выбора. Говорите с пациентом конкретно.

9. Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены.

Совокупность действий, связанных с лечением и уходом за пациентами, всегда должна быть на высочайшем уровне и способствовать скорейшему выздоровлению и нормализации их состояния. Однако в некоторых случаях действия врачей и медсестёр могут, напротив, стать причиной ухудшения состояния здоровья пациентов. Это явление называется ятрогенией.

Ятрогения – это особый термин, который включает неблагоприятные последствия лечебной деятельности медицинских работников.

Для того чтобы избежать ятрогении, необходимо соблюдать несколько важных принципов.

1. Медсестра, приступая к какой – либо процедуре или манипуляции, должна быть уверена в том, что точно и досконально знает, как она проводится, т. е. быть достаточно квалифицированной в вопросах, связанных со своей деятельностью. Не следует быть излишне самоуверенной и пытаться выполнять те процедуры, которые она знает только в теории или всего лишь несколько раз наблюдала со стороны. Нет ничего плохого в том, что молодой медработник обратится к более опытному с просьбой руководить его деятельностью и наблюдать за правильностью проведения манипуляции. Например, неправильное заведение желудочного зонда требует многократного повторения этой процедуры, что может вызвать повреждение слизистой оболочки полости рта и носа у больного, а при определённом его состоянии даже спровоцировать приступ удушья.

2. От медсестры требуется большая внимательность. Любая, даже самая простая манипуляция требует определённой подготовки, в ходе которой нужно определить наличие всех необходимых для неё предметов, их пригодность в качественном (целостность инструментов, стерильность перевязочных материалов) и количественном отношении. Зачастую отсутствие или поломка какого-то предмета способны затормозить ход процедуры, а за то время, пока будут искать замену недостающему предмету, могут произойти неблагоприятные для больного явления, например микробное загрязнение раны, если перевязка проводится в пределах палаты.

Перед тем как использовать запечатанные предметы и лекарственные средства, надо убедиться в том, что они представляют собой именно то, что значится в упаковке. Всегда должна осуществляться проверка на производственный брак. Если используются уже открытые пузырьки с лекарственными средствами, нужно перед их применением оценить запах и внешний вид этих лекарств, чтобы точно знать, что это именно они.

Внимание должно быть постоянным спутником медсестры не только при подготовке к различным мероприятиям, но и непосредственно при проведении действий по лечению и уходу, даже если она выполняет ту или иную процедуру несколько раз в день. Так, например, неаккуратное внутривенное введение хлористого кальция может способствовать тому, что часть лекарства попадёт в подкожную жировую клетчатку и кожу, а там оно вызовет некроз. Пример из ухода: если больного, страдающего застойной сердечной недостаточностью и постоянно лежащего на кровати с приподнятым изголовьем, уложить на низкую подушку, он начнёт задыхаться.

Медсестра должна быть ответственной, т. е. от неё требуется чёткое понимание того, какова её роль в лечебной работе и насколько важно правильное выполнение всех процедур. В любое время своего рабочего дня медсестра, как и любой другой медработник, должна ставить на первое место интересы пациентов, а не собственные потребности. Это бывает нелегко, так как работа медсестры часто связана с ночными дежурствами, когда чисто физиологически очень сложно сосредоточиться на работе. Тем не менее, независимо от времени суток все процедуры должны выполняться с одинаковой степенью качества.

Важная часть предупреждения ошибок и проступков – согласованная деятельность медработников всех звеньев в ведении больных. Очень важно, чтобы на протяжении дня труд сестёр многократно контролировался со стороны докторов. Например, при переливании крови все непосредственные действия – подогрев субстрата, подготовка вены, введение иглы и налаживание скорости переливания – проводит медсестра.

Однако во время всех этих действий в палате находится врач, который проводит биологическую пробу на совместимость, оценивает состояние больного и на протяжении последующих 3 ч после начала инфузии остаётся рядом с больным, осуществляя наблюдение. При этом одновременно контролирует правильность техники проведения процедуры, отслеживает возможность ранних осложнений и проводит профилактику поздних.

Для профилактики ятрогений необходимо соблюдать ещё одно важное условие – наладить полноценный отдых. В то время, когда медсестра находится не на рабочем месте, она должна уделять необходимое внимание собственному отдыху и здоровью. Подобное никто не может контролировать, однако это также считается негласной обязанностью медсестры.

Медработник должен поддерживать себя на самом высоком уровне физических и интеллектуальных возможностей. Полноценный отдых существенно сокращает риск ошибок, поэтому надо правильно расставлять приоритеты в отношении заботы о своём здоровье и возможности различных видов ответственности при допущении ошибок.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10070 — | 7741 — или читать все.

95.83.2.240 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

1.Обращайтесь к пациенту по имени-отчеству и
на «Вы».

2. Начинайте беседу с указания вашего имени-отчества
и должности.

3. Смотрите пациенту в глаза на одном уровне, улы­
байтесь; если пациент лежит, присядьте на стул,
стоящий рядом.

4. Обеспечьте конфиденциальность вашей беседы. По­
мните, что конфиденциальность является условием
создания доверительных отношений с пациентом.

5. Поощряйте вопросы вашего пациента.

6. Говорите неторопливо, доходчиво, пользуйтесь ис­
ключительно положительной интонацией вашего го­
лоса.

7. Соблюдайте принципы эффективного умения слушать.

8. Проявляйте мастерство общения медицинской сест­
ры с пациентом.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании пси­
хологического микроклимата при общении с паци­
ентом.

10. Будьте естественны при разговоре, создайте атмос­феру взаимопонимания, доверия.

Контрольные вопросы для самоподготовки

1. Дайте определение понятию «общение» и «общение в сест­
ринском деле».

2. Охарактеризуйте уровни общения.

3. Что означает понятие «коммуникация»?

Расскажите о вербальных и невербальных способах общения. Перечислите компоненты, способствующие умению слушать и понимать.

Расскажите об общих принципах эффективного слушания. Перечислите факторы, способствующие общению. Перечислите факторы, препятствующие общению. Как называются состояния, которые могут возникнуть у паци­ента, в частности, от неосторожно сказанных слов медработ­ников? Назовите их причины.

Какие вопросы используются в межличностном общении? Приведите примеры этих вопросов.

источник

Терапевтическое общение – благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.

Терапевтическими средствами общения являются:

1. Пристальное внимание. Медсестра должна хорошо знать пациента. Не только его фамилию, имя, отчество. Важно узнать его как личность. Любой человек нуждается во внимание. Медсестре необходимо как можно больше общаться с пациентом; особенно в первое время, не оставлять его одного, рассказывать ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаивать и одобрять его.

2. Терапевтическое прикосновение. Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить подавленного пациента. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение – единственная связь с миром, остающегося у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента.

3. Контакт глаз. Общение медсестры с пациентом начинается именно с визуального контакта. Уже при встрече взглядами компетентная сестра сообщает пациенту свою вовлеченность в его ситуацию и по его «глазному» ответу начинает выстраивать свое поведение.

Представим 10 «да» терапевтического общения:

1. Беседу с пациентом нужно начинать с указания имени и должности, а также сообщения цели беседы. Обращаться к пациенту только по имени-отчеству и на «Вы».

2. Смотреть пациенту в лицо, найти его глаза, улыбаться, одобрительно кивать. Открытое лицо, скрытые мысли.

3. Пользоваться исключительно положительной интонацией голоса.

4. Говорить внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке.

5. Поощрять вопросы пациента.

6. Обеспечить тишину и конфиденциальность беседы.

8. Проявлять сочувствие, искренний интерес и участие, быть естественным.

9. Проявлять непрерывную инициативу в создании психологической атмосферы.

10. Поддерживать пациента поощрительными замечаниями после каждого удачного действия. Очень важно при этом порой прикасаться к пациенту: поглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить.

Представим 10 «нет» терапевтического общения:

1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос.

2. Не раздражаться, если приходится снова и снова задавать один и тот же вопрос.

3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненного задания после данных пациенту инструкций.

4. Не нагружать больного слишком большой ответственностью.

5. Не требовать точной идентификации имен медперсонала, названий предметов или лекарств.

6. Не оценивать поведение больного, как личное отношение к медсестре.

7. Не ругаться и не спорить с пациентами.

8. Говорить с пациентами конкретно — не давать им возможность большого выбора.

9. Не показывать своих чувств, особенно если расстроены.

Можно выделить основные критерии эффективного общения с пациентом.

1) четкая и понятная информация (сообщение);

2) правильно выбранный канал;

3) подтверждение получателя о том, что информация им понята, проверенное с помощью вопросов медсестры.

Конкретные критерии эффективного общения зависят от его цели. Однако, главным критерием является достижение результата, т.е. достижение цели, поставленной при начале общения (вместе с тем, далеко не всякое общение имеет осознаваемую цель, в таком случае критерием эффективности может стать осознание цели общения). Немаловажными критериями являются удовлетворённость в общении (если нет чувства досады, отсутствуют паузы при общении) и отсутствие трудностей при общении (скованности, зажатости, напряжённости).

Люди с большей вероятностью ответят положительно тому, кому доверяют. Склонны же они доверять тем, с кем чувствуют себя комфортно, безопасно, с кем схожи. Важно, чтобы доверие было взаимным, поэтому необходимо не только расположить к себе партнера, вызвать у него доверие, но и самому принять партнера, найдите в нем нечто симпатичное.

Общение по некоторым темам вызывает трудности (половая жизнь, нежелательная беременность, аборт, бесплодие, злокачественные новообразования, психические заболевания, СПИД). В таких случаях медсестра должна быть тактичной и деликатной.

Факторы, препятствующие общению.

1) Коммуникативный барьер – психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнёрами по общению.

2) Фонетический барьер возникает, когда медицинская сестра или пациент говорят на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, изъясняются быстро и невыразительно, либо с большим количеством слов-паразитов.

3) Смысловой барьер связан с проблемой сленгов – употребляемых определённой группой людей выражений, которые не являются частью общеразговорного языка. Для медицинской сестры употребление понятных и не пугающих пациента терминов является необходимым, так как от этого зависит успешность контакта.

4) Стилистический барьер может возникать при несоответствии речи ситуации общения, например, при фамильярном поведении, коня медицинская сестра всех людей старше определённого возраста называет «бабуля» или «дедуля»; когда не учитываются психологические особенности различных возрастов и т.д.

5) Логическое непонимание – барьер возникает в тех случаях, когда логика рассуждения коммуникатора слишком сложна для реципиента, либо кажется неверной (например, «мужская» или «женская» логика). К примеру, медицинской сестре может быть непонятна логика беременной, продолжающей курить.

6) Социокультурные барьеры – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия.

Таким образом, поведение медика – вербальное и невербальное – важное средство коммуникации. Профессионалы-медики должны знать, какие умения и качества необходимы для оказания помощи пациентам на межличностном уровне, и использовать это в своей работе.

Способность эффективно общаться – это искусство, которым должен владеть каждый специалист. Общение позволяет установить необходимые и результативные контакты и связи как в личной, так и в деловой жизни.

Сестринское дело – это больше, чем доброжелательное, технически грамотное выполнение лечебных процедур и манипуляций, это общение человека с человеком, медсестры с пациентом, испытывающим порой физические и психологические трудности.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 764 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

10 « ДА » ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и долж ности, а также сообщения цели беседы.

Обращайтесь к Вашему пациенту только по имени-отчеству и на «Вы».

2. Смотрите пациенту в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобри тельно кивайте. Открытое лицо, скрытые мысли.

3. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно!

4. Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке.

5. Поощряйте вопросы Вашего пациента.

6. Обеспечьте тишину и конфиденциальность Вашей беседы.

8. Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте есте ственны.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологической атмосферы.

10. Поддерживайте пациента поощрительными замечаниями после каждого удачного действия. Реагируйте на каждое движение. Очень важно при этом прикасаться к пациенту: поглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить.

10 « НЕТ » ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос.

2. Не раздражайтесь, если приходится снова и снова задавать один и тот же вопрос.

3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненное задание после Ваших инструкций.

4. Не нагружайте больного слишком большой ответственностью.

5. Не требуйте точной идентификации имен мед. персонала, названий предметов или лекарств.

6. Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к Вам.

7. Не ругайтесь и не спорьте с пациентами.

8. Говорите с пациентами конкретно — не давайте им возможность большого выбора.

9. Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены.

источник

Общение – это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью передачи словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной ) информации

Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ:

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ — благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.Пример терапевтического общения:

«Ребенок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько плачет.

Можно применить местную анестезию раствором новокаина, можно дать обезболивающие средства .-анальгин или морфий, можно, наконец предложить наркоз. Однако мать ребенка просто берет его на руки нежно? обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас а еще через минуту малыш снова резвится, как ни в чем не бывало Что же произошло? Ведь не поцелуй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражен чувствительных нервов!» (Шамов). Уместно снова вспомнить слова М.Я.Мудрова, еще в 1820 году писавшего: «Есть и душевные ле­карства, которые врачуют тело».

Приведите свой пример терапевтического общения ЗАПОМНИТЕ!

ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ -ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.

Медицинский работник в борьбе с болезнью должен искать и готовить союзника в лице самого пациента.

Сирийский врач XII века Абуль-Фарадж сказал: «Смотри, нас трое — я, ты и болели,. Если ты будешь на моей стороне, нам двоим легче будет одолеть се. Но если ты перейдешь на ее сторону, я один буду не в состоянии одолеть вас обоих».|

Медсестра ставит ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:

Предоставление пациенту информации, о его состоянии в согласованных с врачом и близкими пределах.

Медсестра должна быть готова ответить на многочисленные вопросы

Могу ли я ознакомиться со своей историей болезни?

А не вредно ли принимать это лекарство так долго?

Почему мне дают кислород, разве мое состояние настолько

критическое ? Я знаю, что кислород дают только умирающим.

Снятие страха перед заболеванием и его лечением.

Страх — это отрицательная эмоция, возникающая в результате реаль­ной или воображаемой опасности, угрожающей жизни. Обычная среда, за­боты семьи, привычное место работы и отдыха, друзья и знакомые созда­ют чувство внутренней уверенности, защищенности. При любом заболева­нии стабильность нарушается временно или навсегда. Пациент страдает не только от неприятных ощущений (боль, одышка, тошнота, озноб), он стра­дает также от страха, тревоги, уныния, тоски, бессилия и прочих тягост­ных чувств. Он не понимает, что с ним случилось, он не уверен, смогут ли ему помочь врачи, он тревожится за свое будущее. Внешне проявления страха различны. От взволнованности и возбуждения до внутреннего оце­пенения и кажущегося безразличия, («ушел в себя»). Отсюда и «странные» поступки и разговоры пациента, нытье, плаксивость, вечные жалобы, аг­рессивность, придирчивость. Чувство страха утяжеляет исход заболевания, и гуманность медицинского работника заключается в том, чтобы помочь их преодолеть.

Избавьте больного от страха, страх это эквивалент боли

3) Вселение надежды и уверенности в улучшение самочувствия

Расскажите, что Вы знаете об «эффекте плацебо»?

Таким образом, ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИН­СКОМ ДЕЛЕ, его сверхзадача, центральная идея — помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.

Самостоятельно сформулируйте определение нетерапевтического общения

Пример нетерапевтического общения: медсестра говорит пациентке, дважды обратившейся к ней за таблеткой анальгина: «От головной боли не умрете, скорее умрете от той болезни, с которой пришли сюда».

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ делятся на две группы: терапевтические и нетерапевтические.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: 1) ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.

Александр Флинт, директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, пишет:

«Многие обязанности медсестры связаны с необходимостью общать­ся: с больным, его родственниками, другими медиками. Умение общаться может во многих случаях даже заменить другие умения. Для пациента об­щение с Вами — часть лечения.

Вы должны хорошо знать больного. Не только его фамилию, имя и отчество. Важно узнать его как личность. И эта личность должна быть Вам интересна. Любой человек нуждается во внимании. Больные, как и стари­ки, и дети — особенно. Для многих несчастных Ваше внимание — един­ственная настоящая ценность в жизни. Смотрите, не отнимайте ее!

Как можно больше общайтесь с больным; особенно в первое время, не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происхо­дит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте и одобряйте его.

Делайте это даже тогда, когда Вам кажется, что больной Вас не слы­шит и не понимает. Делайте это всегда. Говорите внятно, уверенно и лас­ково: «Ничего, Иван Петрович, не волнуйтесь, мы Вам обязательно помо­жем. Все будет хорошо. Мы Вас не оставим».

Как можно чаще спрашивайте больного:

— Может быть, Вам что-нибудь нужно?

Это поможет разрешить множество проблем. И простые могут досаждать человеку, например, капающая ночью вода из незакрытого кра­на, или жесткая складка на подушке, глаз, который чешется.

Вам следует научиться ИСКУССТВУ МЕЛКИХ ЗНАКОВ ВНИМАНИЯ К БОЛЬНОМУ.

Когда Вы называете его по имени и отчеству, это уже первый знак.

Когда Вы знаете, на каком боку ему больно спать и какую газету он любит читать, как зовут его любимую и непутевую внучку или невестку, что его радует и печалит, когда Вы можете расшевелить его, развеселить, порадовать — Вы уже мастер своего дела. Попробуйте для моряка найти фотогра фию моря, а для бабушки, прожившей всю жизнь в Туле — фотографию, старой Тулы, и Вы поймете цену мелочей.»

2) ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ. Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение — единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента.

Недаром добрые руки медсестры стали как-бы символом профессии.

Имеется в виду любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи или слегка дотронуться до плеча, погладить по голове — это и будет та «тридцатисекундная терапия, которая иному пациенту необходима от боли сердечной» и для проведения которой совершенно не нужно дополнительного времени.

Говорит медсестра: «Это же очень по-человечески — просто посидеть с кем-то, поговорить по-настоящему. А иногда, так просто чувство близости возникает. Страшно человеку — так сядь, выслушай, подержи за руку, даже говорить ничего не надо. И по-моему, это очень важно, потому-что мне не всегда есть, что им ответить, но даже если я просто сижу и молчу, то ино­гда даже лучше все получается, чем когда говорю. Тут сам факт, что вот сидят с ними, выслушивают, что их беспокоит, и тут не в том дело, что они от тебя ответа ждут или совета, а просто иначе им и выговориться не­кому. А так им сразу легче становится» (Патриция Беннер).

3) КОНТАКТ ГЛАЗ. Известный французский хирург Лериш рассказывал, что его — тогда еще молодого врача — пригласили проконсультировать знаменитого мар­шала Фоше. После осмотра он посоветовал операцию. Маршал сказал ему: «Я обращался ко многим медицинским светилам, они тоже предлагали оперироваться, но я не соглашался. Сейчас я хочу, чтобы эту операцию мне сделали Вы, потому что Вы первый, кто говорил со мной, глядя мне прямо в глаза. Вам я поверил.»

Что же такое контакт глаз? Вы смотрите прямо в глаза другому чело­веку. Большинство людей не осознает, насколько это решающий фактор. Пробовали ли Вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть Вам в лицо? Это трудно и очень резко влияет на наше отношение к нему. Контакт глаз должен нести только по­ложительные эмоции. Нам нравятся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным вы­ражением лица, с преимущественно низким голосом.

источник